Что такое шумоизоляция
Двигатель, трансмиссия, другие узлы автомобиля издают громкий шум, который распространяется по воздуху. На улице тоже никогда не бывает абсолютной тишины, раздаются гудки транспортных средств, лай собак, крики, эпизодические акустические всплески. Проблема актуальна и для жилых помещений. Для борьбы с этим видом шума используют листы, которые останавливают распространение воздушных волн из всех источников и поглощают их.
В автомобиле шумоизоляция – это своеобразный барьер, который защищает салон от внешних шумов и одновременно утепляет транспортное средство. Материал укладывают поверх вибродемпфера вторым слоем. Благодаря гибкой структуре он легко монтируется на участки сложной конфигурации. Листы имеют ячеистую структуру, поэтому звуковые волны теряются в многочисленных пустотах и затухают.
Бутилкаучуковые материалы, дублированные пенополиэтиленом, выполняют одновременно функцию шумоизолятора и шумопоглотителя. «Липлент ПИ» и «Липлент ПФ» отличаются низким водопоглощением и высокой адгезией, не повреждаются при контакте с маслами и бензином, не пропускают пар. В диапазоне от –60 до +90 °С они прослужат при условии правильного монтажа до 20 лет.
Главное предназначение полотен «Липлент ПИ» и «Липлент ПФ» – теплоизоляция автомобиля. Поэтому, чтобы улучшить в салоне акустическую обстановку, поверх них монтируют третий слой на основе синтетического войлока.
Шумоизоляция арок колёс
Шумоизоляция колесных арок необходима прежде всего потому, что они отлично передают весь шум и вибрацию в салон нашего железного коня. Именно на арки нужно выделять большое внимания.
Процедура обработки
Нельзя сказать, что среди всех этапов шумоизоляции автомобиля именно работа с арками является самой сложной. Поэтому многие выполняют её своими руками, поскольку на процедуру уходит не так много времени, плюс не требуется иметь особые навыки. Рекомендуется использовать комбинированный способ шумоизоляции с применением жидкой резины, битумных мастик и листовых противошумных изделий, которые наклеиваются поверх жидких материалов. Если на автомобиле присутствуют подкрылки, их можно обработать двухслойными фольгированными материалами для звукоизоляции, которые применяются для шумозащиты практически всего автомобиля. Это базовый изолятор для кузова, используемый большинством автопроизводителей ещё на этапе производства автомобиля. Чтобы было проще выполнять шумоизоляцию арок автомобиля своими руками, следует отдельно рассмотреть процедуру внутренней и наружной отделки.
Внутренняя обработка
Начнём с того, как правильно делать шумоизоляцию арок автомобиля с их внутренней стороны. Именно с этого этапа нужно начинать, если автовладелец хочет добиться максимального результата. Выглядит процедура примерно следующим образом:
- Подготовка арок. Чтобы начать процедуру, сначала владельцу транспортного средства придётся снять подкрылки, пыльники и демонтировать сам бампер. Это позволит беспрепятственно добраться до всех элементов колёсных арок;
- Обрабатывается поверхность. На этом этапе нужно избавиться от всех загрязнений. Подойдите к процедуре очистки предельно внимательно, поскольку оставшийся мусор и грязь могут помешать звукоизоляционным материалам качественно прилипнуть к поверхности. Отсюда снизится эффективность самой изоляции, а также повысится вероятность образования очагов коррозии;
- Когда все загрязнения устранены, поверхности обезжириваются. Использовать можно любые подходящие для таких целей средства. Наиболее часто автомобилисты используют Уайт-Спирит. Дёшево и очень эффективно;
- На следующем этапе внутренняя сторона арок проклеивается материалом типа Бимаста. Это самый распространённый изолятор, который сумел хорошо себя зарекомендовать. Также наносится эффективный звукопоглощающий материал. Тут многие отдают предпочтение средству Акцент.
Работа не самая сложная, поэтому легко и часто выполняется самими автовладельцами без привлечения специалистов. Ведь тогда придётся платить не только за расходные материалы, но и за саму работу по шумоизоляции. Параллельно выполняется шумоизоляция подкрылок автомобиля, что также легко делается своими руками. Их можно промазать жидкими составами и нанести листовой материал. Так удастся добиться прочного сцепления и длительной эффективной работы изоляторов.
Наружная обработка
Арки можно обработать и снаружи, чтобы дополнить основной комплекс мер по защите от лишнего шума. Здесь речь идёт о покрытии изоляторами кузовных панелей с внешней стороны, поскольку наиболее активными создателями шума выступают щит двигателя, днище автомобиля и арочное пространство около задних и передних крыльев. Если на машине предусмотрены подкрылки, их нужно снять, удалить все следы ржавчины и грязи, использовать обезжириватель, после чего приклеить специальные вибродемпферные материалы. Оклеивать рекомендуется не только металл, но и наружную часть подкрылок. Далее, если владелец захочет, можно дополнительно обработать все поверхности с помощью фольгированного сплэна. Здесь лучше выбирать изделия, толщина которых составляет 8 мм.
Наружная шумоизоляция таких зон обладает важным недостатком, который проявляется в виде образования ржавчины. Поэтому перед нанесением изоляторов следует обязательно использовать антикоррозийные составы. Лучше брать средства, которые продаются в виде мастики. Нельзя забывать, что наборы для шумоизоляции, которые предусмотрены для внутренней обработки арок автомобиля, не особо адаптированы под наружное применение. Поэтому эффективность никто гарантировать не сможет.
«Шумим» сами. Салон и днище
Процедура шумоизоляции автомобиля своими руками не сложная, но потребует большого количества времени и хотя бы базовых навыков по ремонту авто. Для того чтобы «зашумить» какую-либо часть в автомобиле потребуется обзавестись следующими материалами и инструментами:
- обезжириватель (отлично подойдет уайт-спирит и его аналоги);
- строительный фен;
- прикаточный ролик;
- острый канцелярский нож и ножницы;
- непосредственно сам набор шумо-вибро-изоляции;
- дополнительно может потребоваться клей типа «момент» на резиновой основе.
Для того чтобы обесшумить салон, его потребуется для начала разобрать. Программа минимум для неопытных — максимально возможно отделить ковровое покрытие салона и проклеить доступные области листами шумо-вибро-изоляции. Вариант совершенно неэффективный, но подойдет для новичков и для ленивых.
В первую очередь кладется слой с виброизоляцией, причем можно дублировать: на один тонкий слой с виброизоляцией можно положить ещё один. После укладки виброизоляции делается укладка шумоизоляции, слои также можно дублировать, если они не помешают установке элементов салона.
Если же делать «по уму», то в первую очередь разбирается салон: снимаются кресла и полностью извлекается ковровое покрытие. После чего крайне желательно сделать своеобразную выкройку на материалах. Согласно данной «выкройке» и будут клеиться слои шумоизоляции. Размечать изоляцию необходимо большими кусками, не допуская вырезания небольших участков. Приклеивание небольших кусочков в труднодоступные места не даст необходимого эффекта, мало того, подобные кусочки будут часто отклеиваться и собирать под собой конденсат.
Размеченные места на уже «голом» кузове тщательно оттираются обезжиривателем от пыли и грязи, после чего с заранее подготовленного куска шумо-вибро-изоляции отклеивается защитная пленка. Затем клейкой стороной слой прикладывается к кузову и надежно прижимается прикаточным роликом, при прикатке рекомендуется прогревать шумо-вибро-материал горячим феном
Важно качественно пройтись роликом дабы убрать из-под слоя пузырки воздуха. Прилегание материала к кузову должно быть прочным и надежным
Далее — зависимости от обрабатываемого места можно добавить шумопоглощающие материалы. Чаще всего накатка шумопоглотителей производится на потолок, а также передние, задние и боковые стойки, иногда допускается установка шумопоглотителя в районе торпеды.
Шумоизоляция пола
Шумоизоляция пола необходима для предотвращения проникновения шума мотора в салон, также она оградит вас от дребезжания различных деталей. Это довольно трудоемкая процедура, требующая снятия большинства внутрисалонных панелей, однако результат стоит того — ведь именно эта процедура уберет основную часть шума.
Порядок действий:
- Снять сидения и вынести их из салона автомобиля.
- Снять все пластиковые накладки со стоек и порогов. Демонтировать клипсы крепления ковролина к полу.
- Когда все крепежные элементы демонтированы, можно снимать ковролин, чтобы освободить салон автомобиля.
- Очистить от грязи и обезжирить все металлические поверхности ацетоном.
- Первым слоем наносим вибродемпфер Bimast Bomb толщиной 4.2 мм. Для лучшего результата необходимо наклеить стык в стык. Потребуется прокатать валиком всю проклеенную поверхность очень тщательно, не пропуская ни сантиметра. Иначе в местах, где останется воздух, может образоваться конденсат, который приведет к преждевременному появлению ржавчины.
- Рекомендуется использовать толщину листа не более 4 мм, иначе есть риск, что ковролин не встанет обратно.
- Вторым слоем нужно установить шумоизолирующий материал Accent или Барьер. Рекомендуемая толщина листа 10 мм.
- По завершении установки понадобится еще раз пройтись по всей поверхности прикаточным валиком, чтобы удалить оставшийся воздух и обеспечить надежную склейку шумопоглощающего материала и вибродемпфера.
- Установить всю салонную обшивку и снятые детали в обратном порядке.
С чего начать
Первым делом многие задаются вопросами о целесообразности процедуры шумоизоляции именно со стороны двигателя в моторном отсеке.
Бытует мнение, что это совершенно бесполезное мероприятие. И якобы смысла в нем никакого нет. Но так говорят в основном те, кто не ощущал разницу между автомобилями с шумоизоляцией и без нее, либо изначально водит машину, где с завода предусмотрена качественная и эффективная шумка. Во втором случае дополнительно изолировать подкапотное пространство я действительно не вижу смысла. Но такое встречается в основном на дорогих и новых автомобилях. Владельцам более старых и дешевых авто повезло меньше.
Автомобили, прошедшие уже не через один год эксплуатации, выпущенные более 10 лет назад, обычно обладают высокой шумностью и вибрациями от двигателя. Причем даже при условии работы на холостых.
И не стоит грешить только на дизельные двигатели. Бензиновые моторы также сильно вибрируют и нуждаются в дополнительной шумке.
Исходящий от двигателя шум раздражает водителя, мешает концентрации, не дает полноценно наслаждаться музыкой, отвлекает от управления. Также шум — это опасность для органов слуха.
Не менее важно избавиться от вибраций. Здесь шумоизоляция не поможет
А вот специальная термостойкая подушка для двигателя станет идеальным решением сложившейся ситуации. Подушка обладает необходимым сочетанием жесткости и эластичности, что дает ей возможность гасить возникающие вибрации. Монтируется подушка под двигатель. Эти элементы принимают основной удар и нагрузку на себя. Для дополнительного комфорта можно подумать об установке пневмоподушек в пружины, что также приносит большую пользу.
Приобрести материалы для шумки подкапотного пространства не проблема. Куда важнее правильнее воспользоваться их свойствами и возможностями.
Виброизоляция своими руками
Виброизоляционные материалы наклеиваются в первую очередь, как основа, на которую можно установить звукоизоляционные и звукопоглощающие материалы. Можно установить только виброизоляционные материалы (что, в большинстве случаев, многие и делают), но эффект будет не полным. Установка вибро-шумоизоляционного материала требуется для большинства частей кузова автомобиля. Виброизоляционный материал, как дополнение к установке аудиосистемы, предназначен для уменьшения или предотвращения грохота и вибраций, создаваемые низкими частотами. Главная цель виброизоляции автомобиля – получить чистые басы аудиосистемы.
Установка полного комплекта виброизоляции в автомобиле, добавит в среднем 25–40 кг дополнительного веса.
Толщина металла на днище отличается от толщины на крыше. Исходя из этого, толщина виброизоляции должна выбираться соответственно. Виброизоляционный материал может иметь разную толщину (обычно 1.6 мм, 2 мм, 2.6 мм и 4 мм). На днище кузова слой виброизоляции должен быть толще, а на крыше будет достаточно тонкого слоя.
Виброизоляционный материал наиболее эффективен, если он закрывает 50% (максимум 80%) площади панели. 100%-покрытие поверхности этим материалом бесполезно и только добавит лишнего веса автомобилю. Установка материала на 20% площади, по середине панели, даст 80% улучшений, уберёт большую часть вибрации и грохота. Наклеивание материала на остальные 80% даст лишь 20% разницы.
Использование нескольких слоёв виброизоляционного материала для сокращения дорожного шума (передаваемого воздушным путём) несомненно даёт определённый эффект сокращения дорожного шума, так как придаёт значительную массу на пути звука. Но виброизоляционный материал не имеет структуры, которая бы отражала звук. Вместо всех этих слоёв лучше использовать один слой в качестве виброизоляции и дополнительный слой материала, специально служащего как звуковой барьер.
Для установки виброизоляции своими руками требуется разобрать салон автомобиля.
После снятия защитной бумаги, материал становится липким и легко прилипает к любым поверхностям. После приклеивания, нужно срезать остатки и вырезать необходимые технологические отверстия.
При нанесении, материал должен быть тщательно придавлен к металлу. Виброизоляционный материал не плотно наклеенный на поверхность не даст эффекта виброизоляции.
Современные материалы не требуют нагрева в процессе приклеивания и разглаживания, однако, если шумоизоляция осуществляется в холодном помещении, то необходимо предварительно нагреть металл и материал или и то и другое. Материал очень эластичный и легко повторяет все контуры и формы панели. Для разглаживания листов используйте валик. Начните разравнивать с центра и продолжите к краям, прокатывая каждый контур панели. Даже если поверхность ровная, прокатывание валиком обеспечит хорошую адгезию и полный контакт материала с панелью, удаляя пузырьки воздуха.
Оклеивание виброизоляцией не гарантирует полного отсутствия грохота. Если всё сделано правильно и качественно, то вибрации и грохот будут оставаться на минимальном уровне.
Жидкие изоляторы
Существуют специальные жидкие составы, которыми можно выполнить шумоизоляцию арок автомобильных колёс. Основой таких изоляторов выступает резина. Отличительной особенностью считается жидкое состояние, которое после нанесения создаёт прочный и эффективный изолирующий слой на поверхности. Для обработки арок потребуется специальный распылитель, который будет подавать материал под высоким давлением. Этот метод даёт возможность нанести средство на самые тяжелодоступные участки. На полную обработку кузова уходит буквально несколько часов, а на арки хватит и нескольких минут.
Наличие специального опыта здесь не является обязательным условием. Тут главное — иметь в распоряжении оборудование для распыления и сам достаточно дорогой жидкий шумоизоляционный материал. Жидкие составы хорошо себя проявляют при нанесении их на внутренние и наружные поверхности. Для правильного нанесения такого изоляционного средства нужно поднять машину, снять колёса, зачистить и промыть все обрабатываемые поверхности. Уайт Спирит тут лучше заменить на мыльный раствор, позволяющий довольно эффективно обезжирить металл.
Теперь требуется нанести жидкий изолятор на поверхность. Его наносят слоями в количестве от 1 до 3. Это уже зависит от того, какую технологию вы будете использовать, а также какие условия применения предусмотрел сам производитель. Практика показала, что применять специальные пульверизаторы не обязательно. Да, они помогают более эффективно и равномерно распределить жидкий шумоизоляционный материал, а также добраться до труднодоступных участков. Но если пульверизатор отсутствует, переживать не стоит. Жидкие средства довольно легко наносятся обычными кисточками. Их консистенция более удобна для использования, чем в случае с мастиками. При этом эффективность на крайне высоком уровне. Но тут лучше брать жидкие изоляторы от проверенных и хорошо зарекомендовавших себя производителей.
Шумоизоляция арок автомобиля своими руками
Арки колес являются основным и самым сильным источником звука во время езды. Во время езды из под колес отлетают камни, песок, щебень, которые бьются об колесные арки, вызывая грохот. При качественном подходе к работе, шум можно снизить на 30% — 50%.
Уровень шума зависит от типа кузова. У седанов арки находятся на одной высоте с капотом, а задние — с багажником. Если на заводе для такой машины предусмотрели шумопоглащение в багажном отделе и для задней стенки двигательного отсека, то в этом случае посторонний звук от арок приглушается.
Внешняя и внутренняя изоляция колёсных арок
Ситуация с хэтчбеком немного сложнее. Вне зависимости от того, насколько хорошо обработана передняя часть авто, задние арки установлены на уровне салона. Именно поэтому шум внутри салона становится выше. Решить ситуацию можно двумя способами — обратиться к профессионалам или установить шумоизоляцию самостоятельно.
Необходимые инструменты:
- Рулетка;
- Строительный нож;
- Ножницы;
- Ткань;
- Строительный фен;
- Валик.
Перед приобретением сырья следует определиться с территорией установки шумопоглотителя. Уровень изоляции зависит от толщины материала. При применении слишком толстой шумоизоляции возможны затруднения с монтированием навесного оборудования, уменьшится расстояние между колесом и аркой, что приведет к трению и, соответственно, дополнительному шуму. Чтобы сделать все правильно выбирайте материал толщиной от 3 мм до 5 мм.
Шумоизоляция колесных арок изнутри
Для начала снимаем все части автомобиля, которые могут мешать работе. Например, внутренняя шумоизоляция передних арок предусматривает работу из моторного отсека. Не нужно снимать двигатель или прочие сложные детали, но стоит немного «расчистить себе путь».
Колёсные арки можно шумоизолировать изнутри
Чистим арку от грязи, моем и сушим феном. После вырезаем нужную площадь (желательно достигнуть 100% покрытия) из виброизоляционного материала. Наносим самоклеящуюся изоляцию на арки. При использовании материалов в основе которых есть битум, после обклеивания обязателен прогрев феном.
Спешить не стоит, прилепляя виброизоляцию на все места. Стоит начать с одного угла, постепенно разглаживая материал валиком. В конце работы необходимо еще раз все пригладить.
Во время процесса важно смотреть чтобы под листами не осталось свободного места. В последствии из-за неполного покрытия может возникнуть ржавчина
Нанесение самоклеющейся виброизоляции на колёсные арки изнутри
После установки виброизоляции вторым слоем клеим шумоизоляцию (например, Акцент). Процесс аналогичен описанному выше.
Нанесение шумоизоляции на колёсные арки изнутри
Шумоизоляция колесных арок снаружи
Перед началом убираем колесо и подкрылки, чистим поверхность от грязи. При выявлении коррозии металла, вычищаем её. Клеим на чистую поверхность арки виброизоляцию, в состав которой входит битум. После этого поверх первого слоя можно нанести шумоизоляцию. Для лучшего результата на участки стыков наносим мастичный материал на резинобитумной базе, а в конце обрабатываем мастикой (либо антигравием) весь участок.
1. Убираем колесо и защиту
2. Чистим поверхность от грязи
3. Убираем коррозию
4. Наносим виброизоляцию по всей арке
5. Наносим шумоизоляцию
6. На стыки наносим мастичный материал на резинобитумной базе
7. Обрабатываем антигравием всю арку
После всей операции возвращаем на место колесо и подкрыли.
Шумозащита арки закончена.
Шумоизоляция днища и пола
Именно через эти поверхности передается отраженный от дорожного покрытия шум, звуки и вибрации от работающей трансмиссии
При выполнении шумоизоляции днища и пола автомобиля основное внимание необходимо сосредоточить на том, чтобы обеспечить плотное прилегание изоляционного материала к кузовной поверхности. Правильно уложенный материал должен полностью повторять профиль и контуры днища автомобиля
Такой подход позволяет не только усилить защиту салона от проникновения шума, но и исключить возникновение очагов коррозии металла.
Обрабатываемая поверхность имеет достаточно неоднородный рельеф и поэтому допускается не укрывать виброизоляцией всю площадь. Шумоизоляция днища и пола проводится в несколько этапов: вначале формируется виброизоляционный слой, затем поверх него укладывается звукоизоляция. Стоит отметить, что шумопоглощающими материалами рекомендуется покрывать всю внутреннюю поверхность днища. На завершающей стадии работ на пол укладывается штатный шумопоглотитель.
Шумоизоляция крыши автомобиля
Установка дополнительной шумоизоляции крыши авто значительно уменьшит теплопотери. В холодное время салон автомобиля будет быстрее нагреваться и дольше остывать, что несомненно прибавит комфорта. Общее снижение внешнего шума уловить будет достаточно сложно, но вот во время дождя можно будет испытать приятные ощущения. Звук капель исчезает практически полностью. А также повысится качество баса, если у вас установлен сабвуфер.
Сама процедура шумоизоляции крыши не сложная и выполнять работы по раскатке довольно удобно.
Не заклеивайте ребра жесткости — они должны вентилироваться. В противном случае внутри будет скапливаться конденсат!
Проблемы может доставить демонтаж обшивки. Нужно быть аккуратным и выполнять работу с помощником, для того чтобы случайно ну погнуть или не заломить ее. И будьте аккуратны с проводкой.
Примеры материалов: Light или Aero для вибры, и Герметон либо Битопласт для шумки.
Где в автомобиле требуется виброшумоизоляция
Если вы определились, какие материалы для шумоизоляции автомобиля своими руками приобрести, пришло время перейти к подготовительным работам.
Почти 30% шума проникает через стекло. К сожалению, вы ничего не можете с этим поделать. Однако другие элементы могут быть звуконепроницаемыми.
Для бюджетных автомобилей применяют следующее:
- Обработка пола.
- звукоизоляция дверей.
- Звукоизоляция используется для подготовки внешней и внутренней стороны колесных арок.
- Обрабатывается перегородка, расположенная между пассажирским салоном и моторным отсеком.
- Изолируют крышу
- Подготовка багажного отделения.
Важно тщательно продумать, чего вы хотите добиться с помощью шумоизоляции автомобиля: устранения посторонних звуков или улучшения звучания акустической системы. Если вы хотите достичь первой цели, вам следует заняться полом, кожухом двигателя, колесными арками и поддоном
Благодаря изоляции багажного отделения, всех дверей и задней полки достигается высококачественное звучание. Если автомобиль универсал, следует обработать и крышу.
Для информации: неразборчивым автовладельцам кажется, что для достижения лучшей шумоизоляции автомобиля достаточно убрать «сверчки» и скрипы. Для этого проклеиваются стыки всех пластиковых элементов салона автомобиля. В большинстве случаев этим все тюнинговые работы для «Лады-Приоры» и других «жигулей» заканчиваются.