Системы очистки: какими они бывают
В современных двигателях применяют две схемы очистки масла: полнопоточную и комбинированную. Наиболее распространена полнопоточная схема, когда масло многократно проходит по кругу «масляный насос – фильтр – пары трения – картер». За примерами далеко ходить не надо – так очищается масло в двигателях большинства легковых автомобилей. Фильтры для них так и называют – полнопоточные.
В комбинированной системе параллельно полнопоточному фильтру включают дополнительный фильтрующий элемент или центрифугу.
В зарубежной литературе дополнительный фильтр именуют bypass filter, у нас же его называют «частичнопоточным», и вот почему. За время, когда через полнопоточный фильтр проходит 100% масла, частичнопоточный в зависимости от калибровки впускного канала пропускает от 1 до 10% – но с более тщательной «отбраковкой» инородных частиц. В качестве примера назовем такие цифры: тонкость отсева полнопоточного фильтра составляет около 45 мкм, а частичнопоточного – 1–3 мкм.
Испытания, проведенные в НАМИ, показали, что в сравнении с полнопоточными комбинированные системы в 2–3 раза снижают износ подшипников коленчатого вала и маслосъемных колец. Кроме того, они позволяют продлить срок службы моторного масла и почти в 2 раза увеличить ресурс полнопоточных фильтров.
Полнопоточная система с неразборным фильтром (а). Полнопоточная система с разборным
фильтром (б). Комбинированная система с полнопоточным и частичнопоточным фильтрами (в)
Но вместе с тем комбинированная система очистки масла усложняет двигатель и увеличивает его стоимость. И здесь у читателя может возникнуть вопрос: а нельзя ли сделать полнопоточный фильтр с трехмикронной тонкостью отсева и не городить дополнительную магистраль? К сожалению, нельзя. Такой фильтр имел бы ничтожный срок службы из-за быстрого засорения.
Есть такая поговорка: новое – это хорошо забытое старое. Она удивительным образом подходит к теме данного раздела. Так, принцип комбинированной очистки масла известен очень давно. В свое время наши «Победы» и «двадцать первые» «Волги» имели два масляных фильтра: полнопоточный пластинчатый и частичнопоточный картонный. Их и называли соответственно: фильтры грубой и тонкой очистки.
Первый не менялся никогда – его пластины очищались поворотом специального рычажка, после чего грязь оказывалась в нижней части корпуса и удалялась при замене масла. Второй имел сменный элемент – сейчас его назвали бы «картриджем». Именовался он АСФО – автомобильный суперфильтр-отстойник. Аналогичные решения применялись и на зарубежных автомобилях.
Эти фильтры были хороши для моторных масел того времени. А сегодня они оказалась бы неработоспособными, и вот почему. Благодаря эффективным моющим и диспергирующим присадкам уровень измельчения загрязнений в современных маслах очень высок – следовательно, посторонние частицы беспрепятственно пройдут через пластины фильтра грубой очистки и быстро забьют поры картонного элемента тонкой очистки.
Поэтому с появлением качественных масел модернизировались и системы очистки – они стали полнопоточными, а пластинчатые фильтры ушли в историю, уступив место «коллегам» с бумажной шторой.
Но комбинированные системы вовсе не канули в Лету. Когда двигатели обрели множество прецизионных узлов, комбинированный способ очистки вновь оказался востребованным – но уже на ином, более высоком уровне.
А вы, читатель, можете задать своим друзьям вопрос «на засыпку»: что общего у «Победы» с современным Mercedes? И когда те пожмут плечами или снобистски поморщатся, щегольните эрудицией: обе машины имеют комбинированные системы очистки моторного масла и два фильтра: полнопоточный и частичнопоточный.
Столик из старого чемодана
Многим из нас «перешёл в наследство» старый добрый советский чемодан. А кому-то даже не один. Маловероятно, что, отправляясь в путешествие, мы возьмём с собой именно его. Но это вовсе не значит, что ему пора отправляться на мусорку. Идея оригинального столика из старого чемодана ему подарит вторую жизнь, а вам – по-настоящему эксклюзивный предмет мебели.
Вам понадобится:
- старый чемодан,
- ножки,
- лак,
- шурупы, шуруповёрт.
Пошаговый мастер-класс:
- Определяемся с выбором ножек: низкие, повыше, высокие; классические, витые, с прямыми углами. Всё зависит от того, каким вы хотите видеть свой будущий столик.
- Разобравшись с первым пунктом, прикручиваем ножки шурупами ко дну чемодана.
- Наносим лак на чемодан, оставляем до полного высыхания.
Старые чемоданы, как правило, имеют достаточно жёсткие стенки. Если ваш чемодан недостаточно жёсткий, укрепите его, приклеив к поверхности фанеру. Можно приклеить зеркало – получится зеркальный столик. При желании чемодан разрисовывается перед тем, как покрывается лаком.
Куда и как сдать черный лом?
С ним немного проще. Для сдачи черного металла, в отличии от цветного,, не требуется подтверждающих документов, но и в этом случае есть некоторые особенности. Во-первых, куда сдать металлолом – зависит от его объема. Если количество небольшое, искать приемный пункт на другом конце города не имеет смысла. Разница в стоимости не покроет расходы на транспортировку.
Во-вторых, имеет значение состояние лома. Ржавый, неочищенный труднее сбыть.
Наконец, в-третьих, на некоторые изделия потребуется представить документы, что они находятся в собственности у продавца. Это касается следующего:
- Канализационные люки;
- Рельсы;
- Фрагменты оград, архитектурных строений.
Сдать черный лом можно в пункт приема
Автор видео сдает 3 чугунные батареи на чермет в пункт приема. Вариантов, где можно сдать металлолом, несколько. Основной – найти пункт приема, в котором предлагают наиболее выгодную цену и отвезти туда лом. Если его много, можно предложить менеджеру пункта организовать доставку, за что придется заплатить. Вероятность того, что в просьбе откажут, низкая. Такие организации сдают металлолом в промышленных масштабах по более высокой стоимости, чем он приобретается у населения и организаций.
При больших объемах можно действовать следующим образом:
- Собрать список всех приемных пунктов, которые есть в районе и городе, ближайших населенных пунктах;
- Составить тщательное описание состояния лома: его вес, состав, объем, состояние. Рекомендуется сделать фотографии с разных сторон;
- Направить сообщение электронной почтой по списку.
Далее остается принимать предложения и просчитать наиболее выгодное. Например, пункт может предложить цену выше, чем остальные, но и за доставку потребует высокую оплату. При сравнении с другой организаций, у которой стоимость за 1 кг металла ниже, но доставка бесплатная, выгоднее окажется сотрудничать именно с последней.
Сдать лом черного металла можно напрямую на завод
На заводе могут предложить более выгодную стоимость за 1 кг черного металла. Кроме пунктов приема можно рассмотреть сотрудничество с предприятиями, которые занимаются переработкой металла. Это могут быть заводы, которые в качестве сырья для изготовления продукции используют черные металлы, приобретенные у населения (вторсырье).
Стоимость на 1 кг черного металлолома колеблется от 5-7 до 10-12 р.
Цена будет выше, если сдать лом черного металла чистый, в больших объемах, а доставкой занимается лично продавец.
Пункты приема черного металлолома
Для пользователей сайта нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, где можно сдать черный металлолом за деньги:
МоскваСанкт-Петербург Астрахань Барнаул Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Ижевск Иркутск
Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Липецк Махачкала Набережные Челны Нижний Новгород
Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Саратов
Тольятти Томск Тула Тюмень Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
Физико — химические методы утилизации автомасел
Помимо представленных выше классических методов переработки, существуют новые способы, которые вошли в использование относительно недавно. Основное преимущество таких процедур – ненадобность в использовании фильтров и специальных емкостей, вроде бочек, для долгосрочного хранения промасленной ветоши.
Адсорбционная очистка
Основа метода – вещественные частицы, способные собирать продукты загрязнения посредством впитывающих гранул. Рабочий материал представлен естественными ископаемыми, вроде глины, боксита и цеолита. Но сейчас активно используются искусственно — синтезированные учеными материалы:
- Оксид алюминия (преимущественно).
- Силикагель (крайне редко).
Провести процесс адсорбции для переработки промасленной ветоши можно двумя способами:
- Контактный. В этом случае формируется огромное количество вредного для природы и человека адсорбента, который подвергается обезвреживанию.
- Противоток. Вариант используется крайне редко, так как для его реализации необходим дорогостоящий материал – силикагель.
Самым дешевым и эффективным способом считается обработка ветоши и масел в движущемся адсорбенте. Из недостатков можно выделить крайне дорогое и редкое оборудование, которое требует качественного ухода.
Ионно — обменная очистка
Технология представляет собой задержку вредных примесей, которые в растворенном виде распадаются на ионы. Процесс происходит только контактным способом, то есть масляные ветоши смешиваются с частицами иона при прохождении масла через специальное устройство – ионитовая колонна.
Технология очистки, основанная на ионном обмене, прекрасно справляется с кислотным балластом, однако задержку смол обеспечить не в состоянии, что делает ее не практичной для широкого использования. Один литр масла превращает тысячу кубов чистой воды в техническую.
Переработка таких отработанных материалов как бизнес – очень выгодный вариант. Недостатка в сырье нет, а оборудование для переработки отработанного сырья окупится со временем. К тому же покупка фильтров, для первоначальной обработки отходов, обойдется не так дорого. Идеальный вариант – покупка мини — завода по переработке отработанных масел. Его цена, примерно 1,9 — 8,2 миллиона рублей. Конечно ведение подобного бизнеса требует изначально немалых финансовых затрат.
Используйте только безопасные способы утилизации (на данный момент это применение фильтров). Смешивание отработок с другими материалами не допустимо. Отработанные жидкости необходимо хранить в противопожарном месте, используя плотно закрытые бочки. Жидкие масляные смазки следует хранить в герметичных контейнерах.
Система фильтрации на электромобилях: в чем отличие от моделей с традиционными ДВС
Электрификация — глобальный тренд в современном автопроме, и мы, естественно, не смогли пройти мимо этой темы в разговоре со специалистами российского производителя фильтров. По их словам, система фильтрации на электромобилях, по сути, представляет собой аналог системы фильтрации трансмиссионных жидкостей в автоматических коробках передач на машинах с традиционными ДВС.
Ни там ни там здесь нет вращающегося на огромных оборотах коленвала или летящей в масло сажи, но тоже есть трущиеся детали, есть трансмиссия и ее износ. Соответственно, масло, залитое в систему, необходимо фильтровать. Но если масло в двигателе (и фильтр) желательно менять каждые 10 тыс. км, поэтому саму систему замены делают удобной и во многом унифицированной, то в случае с трансмиссиями и электромобилями фильтры и системы смазки менее универсальны и в гораздо большей степени выполнены в соответствии с конструктивными особенностями той или иной машины.
Масло и фильтры на электрокарах (как и в коробках передач) не надо менять раз в год (они служат несколько лет), да и объем загрязнений в них меньше. Поэтому конструкторы стараются вписать фильтры в плотную «упаковку» корпусов деталей привода и они не делаются быстросъемными.
Сдача крышек от бутылок
Получить вторую жизнь могут и крышки от пластиковых бутылок, и вы можете этому активно поспособствовать. Крышки сортируются и сдаются отдельно от бутылок, так как это разные виды пластика. Поэтому, если вы собираете и сдаете бутылки, то следует собирать и сдавать еще и крышки. Собирать их удобно, они не занимают много места, а цена за килограмм крышек составляет от 15 рублей. Если вы приучите к сбору хотя бы себя и своих родственников, то уже получите немало сырья. Но чтобы хоть что-то на них зарабатывать, логичнее, конечно, пойти дальше — например, установить ящики по сбору крышек в общественных местах и заведениях. Сегодня такие начинания становятся все более популярными и активно поддерживаются жителями крупных городов и пользователями социальных сетей.
Кто может сдавать металлолом без лицензии?
Прежде всего, любая организация и любой предприниматель вправе реализовать металлолом, который накопился у них вследствие основной (производственной) деятельности. Причем, это может быть не обязательно металлическая стружка или иные металлические отходы. Например, в качестве металлолома может выступить демонтированное и списанное с баланса предприятия оборудование; старая компьютерная техника и т.д В общем, любой амортизационный металлолом. В этом случае лицензия на реализацию такого металлолома не потребуется! Об этом прямо говорит Постановление Правительства РФ №1287 от 12.12.12г. «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» (пункт 1): не подлежит лицензированию деятельность по продаже металлолома, который образовался у предпринимателей и организаций в процессе собственного производства. Причем, под «производством» понимается не сам этот процесс, а деятельность в целом.
Пример финансового плана
Масштабы бизнеса зависят от имеющегося в наличии стартового капитала, поэтому затраты на реализацию бизнес-проекта будут сугубо индивидуальными. Для примера рассматривается открытие небольшого предприятия с минимальными вложениями.
Стартовые инвестиции
Основная часть первоначальных затрат пойдет на закупку оборудования. Готовая линия, производящая 3000 авто-фильтров за смену, обойдется в 2200000 рублей. В ее состав входят такие агрегаты:
- станок РК-180 для изготовления круглых торцов;
- гофрировальный станок НГ;
- станок СВП, ВТ с линией С-133/ПВС-133 для создания каркасов;
- сварочный станок для герметизации шва гофрированной заготовки;
- автоматический дозатор УАД;
- ленточный конвейер;
- поворотно-карусельный стол;
- координатный стол;
- пресс-станция.
Если приобретать все станки по отдельности, то на них придется потратить не менее 3500000 рублей плюс расходы на доставку и пуско-наладочные работы. Поэтому свой выбор лучше остановить на готовом комплекте.
С учетом указанной производительности оборудования на месяц потребуется такой объем сырья:
Наименование | Стоимость за единицу, рублей | Потребность на месяц | Сумма затрат, рублей |
Полиуретан, м | 6 | 25000 | 150000 |
Фильтровальная бумага, м | 1,2 | 25000 | 30000 |
Стальные листы, м | 75 | 10000 | 750000 |
Всего | 930000 |
Кроме затрат на производство, на стартовом этапе нужно будет вложить средства в обустройство помещения, рекламу и другие потребности бизнеса. В среднем на это потребуются такие суммы:
Статья расходов | Сумма, рублей |
Регистрация ИП:
госпошлина другие затраты |
1000
800 200 |
Помещение:
косметический ремонт офисная мебель и оргтехника складское оборудование арендная плата |
250000
50000 50000 50000 100000 |
Рекламно-маркетинговая кампания | 20000 |
Оборудование | 2200000 |
Сырье | 930000 |
Непредвиденные расходы | 59000 |
Итого | 3300000 |
Ежемесячные вложения
Сумма заработной платы, исходя из приведенного выше штатного расписания, составит:
Должность | Месячный оклад, рублей | Количество работников | ФОТ в месяц, рублей |
Менеджер–маркетолог | 30000 | 1 | 30000 |
Оператор линии | 25000 | 2 | 50000 |
Подсобный рабочий | 20000 | 1 | 20000 |
Уборщица | 20000 | 1 | 20000 |
Итого | 120000 |
Дополнительно нужно будет оплачивать аутсорсинговой компании за услуги бухгалтера 10000 рублей в месяц. Всего на эту статью будет уходить 130000 рублей.
Общая сумма постоянных издержек составит:
Статья затрат | Сумма, рублей |
Арендная плата | 100000 |
Коммунальные услуги | 30000 |
ФОТ | 130000 |
20000 | |
Сырье | 93000 |
Непредвиденные расходы | 40000 |
Итого | 1250000 |
Прибыль и окупаемость
С учетом производительности приобретенной линии, среднерыночных цен и статистических показателей продаж выручка предприятия за 1 месяц полноценной работы должна быть следующей:
Тип фильтра | Доля в объеме, % | Количество, штук | Оптовая цена за единицу, рублей | Сумма, рублей |
Топливный | 60 | 39600 | 65 | 2574000 |
Воздушный | 25 | 16500 | 70 | 1155000 |
Масляный | 15 | 9900 | 80 | 792000 |
66000 | 4521000 |
На основании всех приведенных выше данных можно определить прибыльность предприятия:
Показатель | Сумма, рублей |
Доход за месяц | 4521000 |
Прибыль до налогообложения | 3271000 |
Налог (УСН 6% от доходов) | 271260 |
Чистая прибыль | 2999740 |
Таким образом, при условии полной реализации всей произведенной продукции ежемесячная чистая прибыль предприятия, работающего на полную мощность, составит практически 3000000 рублей. Это означает, что вложенные средства окупятся уже на второй месяц.
Однако следует учитывать, что для выхода на такие объемы производства и продаж потребуется как минимум 1–1,5 года. При этом все зависит от правильной организации бизнеса и поиска каналов сбыта готовой продукции. Но в целом такая бизнес-идея считается эффективной по всем статьям.
Декоративный стакан для напитков
Если вы настоящий любитель автомобилей, то такая идея вам точно понравится! Из старого масляного фильтра можно сделать отличный декоративный стакан для различных напитков — рома, пепси, виски и т.д. К примеру, я бы не отказался от такого самодельного сувенира и с удовольствием пил бы из него кофе.
Для этого нужно всего лишь отпилить нижнюю часть фильтра и поработать над внешним видом. Само собой, её нужно будет тщательно промыть и нагреть, чтобы обеспечить максимальную стерильность. Останется только ободрать краску, хорошо отполировать заготовку, и ваш декоративный стакан готов!
Требования к сбору и хранению отработанных фильтров
С момента замены до сдачи на утилизацию фильтры приходится хранить на предприятиях. Чтобы вредные вещества при их хранении не попадали в окружающую среду, необходимо соблюдать следующие требования:
- держать отработанные фильтрующие расходники следует отдельно от других отходов в металлических контейнерах или бочках;
- тара для хранения должна герметично закрываться, чтобы не было утечки токсичных веществ;
- располагаться эта тара должна на заасфальтированной или забетонированной площадке.
Необходимо следить за целостностью тары, не допускать коррозии и утраты герметичности, чтобы токсичные и канцерогенные вещества не испарялись в воздух, а также не вымывались водой.
Металлические бочки – подходящая для хранения тара
Требования к сбору и хранению отработанных фильтров
С момента замены до сдачи на утилизацию фильтры приходится хранить на предприятиях. Чтобы вредные вещества при их хранении не попадали в окружающую среду, необходимо соблюдать следующие требования:
- держать отработанные фильтрующие расходники следует отдельно от других отходов в металлических контейнерах или бочках;
- тара для хранения должна герметично закрываться, чтобы не было утечки токсичных веществ;
- располагаться эта тара должна на заасфальтированной или забетонированной площадке.
Необходимо следить за целостностью тары, не допускать коррозии и утраты герметичности, чтобы токсичные и канцерогенные вещества не испарялись в воздух, а также не вымывались водой.
Нарушение условий хранения опасных отходов карается привлечением к административной ответственности с наложением штрафа.
Металлические бочки – подходящая для хранения тара
Почему необходимо утилизировать фильтры
При длительной эксплуатации транспортного средства фильтрующие элементы внутри корпуса загрязняются. Это является основной причиной замены всей конструкции. Частота покупки фильтра может быть разной, например, одноразовые виды подлежат замене, а многоразовые – нет, в таких изделиях меняют масло. Но в любом случае отработанные изделия этих видов приходится снимать, рано или поздно. Как результат, возникает вопрос, что делать с фильтрами. Не найдя решения, многие их выбрасывают.
С точки зрения экологического законодательства, отправлять такие изделия на свалку недопустимо.
Выбрасывать их не следует еще и по причине возможного использования некоторых деталей.
Отработанные материалы наносят вред экосистеме
Класс опасности масляных, топливных и воздушных фильтров
В автомобилях используется 4 вида фильтров, периодически требующих замены:
- масляные;
- топливные;
- воздушные;
- салонные.
Фильтрующий элемент в них изготавливается из бумаги, в процессе эксплуатации на нем осаждаются нефтепродукты, хром, марганец и другие вещества, которые вредят экологии. Согласно Федеральному Классификационному Каталогу Отходов, отработанные масляные, воздушные, салонные и топливные фильтры относятся к третьему классу опасности – умеренно опасным отходам. Это значит, что нельзя допускать их попадания в окружающую среду.
Замена фильтрующих расходников в автомобилях производится в зависимости от пробега, в среднем она требуется 1-2 раза в год.
Если учесть, что в России более 52 млн автомобилей, то путем несложных подсчетов получаем в масштабах страны около 50 тонн отработанных фильтрующих расходников в год.
Если эти опасные отходы не подвергаются переработке, а выбрасываются на свалку или зарываются в землю, то токсичные вещества из них попадают в воздух, почву, грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Это приводит к росту заболеваемости и снижению средней продолжительности жизни населения.
История вопроса
Системный сбор и утилизация масел в Советском Союзе начался еще в 1930-м году. К началу 90-х годов прошлого столетия собиралось и отправлялось на переработку около 1 млн. 700 тыс. тонн отработанного масла в год. В России объемы начали снижаться и в 1994-м году составили только 470 тыс. тонн. В последующие годы ситуация только ухудшалась, что значило только одно: несобранное масло попросту сливалось в сточные канавы или же уходило на черный рынок.
Если говорить о планетарном масштабе, то здесь общая масса отработанных масел оценивается примерно 40 млн. тон в год. Из них собирается не больше половины, а перерабатывается и вовсе около 2 млн. тонн, что составляет 5% от общего объема.
В мире утилизация масел вызывает неоднозначное отношение. Европейские лидеры перерабатывают в среднем от 30 до 40% отработанных масел, получая на выходе товарную продукцию достаточно высокого качества. Прорыв в отрасли осуществила Директива 75/439/ЕЕС, которая была введена в действие на территории Европейского Союза в 1975 году. Данный документ регламентирует создание целостной системы сбора, транспортировки, хранения и переработки масел без нанесения вреда окружающей среде. Директива в корне изменила отношение к отработке. После ее введения отработанное масло стало восприниматься не как отход, предназначенный к уничтожению, а как ценный сырьевой продукт для целевого вторичного использования. Главной технологией для европейских стран остается регенерация масла, которая экологически и экономически наиболее оправдана. Каждый из членов ЕС три раза в год отчитывается перед специальной комиссией по вопросам утилизации и переработке масел в своей стране.
Европейским лидером считается Великобритания, в которой действует мощная государственная программа. Именно благодаря ей регенерируется до 86% от всех отработанных нефтепродуктов. На территории Соединенного Королевства располагается больше тысячи малогабаритных установок по регенерации технических масел. Чаще всего такое оборудование находится в местах сбора вторичного сырья. Серьезными достижениями в сфере утилизации отметились также Германия, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург.
Сдача холодильника в металлолом
Сдача старой бытовой техники в пункт приема металлолом – вариант для тех, кто сможет самостоятельно произвести разбор холодильника и располагает необходимыми для этого инструментами (болгаркой, зубилом и др.). Сдавая оборудование целиком, вы сможете выручить небольшую сумму, а также рискуете понести внушительные расходы на транспортировку габаритного и массивного предмета: средняя масса моделей, изготовленных до 1990-х годов, составляет 30–80 килограммов.
Не получить штраф и заработать поможет разбор оборудования. Цены на лом черных и цветных металлов зависят от региона проживания, но в среднем составляют 9 руб. за 1 кг. Теоретически за сданный целиком холодильник можно выручить до 720 руб., а вот на транспортировку можно потратить до 2000 руб. К тому же из массы оборудования вычтут примерный объем засора – не менее 10 %. Вот почему наиболее выгодный вариант – предварительно разобрать технику и сдавать по частям.