Калфак

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф, профессор Н. И. Воробьёв.

  • Слайд 3

    Традиционные женские головные уборы — наиболее яркий и самобытный элемент, который лежит в основе выделения этнотерриториальных вариантов костюма.

  • Слайд 4

    Этноспецифическим головным убором татарок Казани и Заказанья был калфак. В периоды разных стилевых направлений моды он принимал самые разнообразные формы и размеры, отличался различными способами ношения (с покрывалом или без) и художественного оформления (золотое шитье, шитье жемчугом и бисером, вышивка синелью, инкрустация самоцветами, отделка мелкой золоченой монетой и др.).

  • Слайд 5

    По своей сути калфак выполнял роль волосника, поэтому нередко надевался в комплексе с покрывалом. Основной головной убор пожилой казанской татарки представлял собой покрывалообразную косынку с гипотенузой до 2,5 м. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась позументом, несколькими монетками. Поверх «өрпәк» (покрывало) надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом или позументная шапочка.

  • Слайд 6

    Общим для всех групп мишарей являлось обязательное присутствие в женской одежде тастарного комплекса головного убора. Тастар – полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной домотканой тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. У темниковско-азеевских мишарей он надевался поверх волосника-чепца с накосником чехлом для кос. Концы тастара украшались узорами тамбурной вышивки.

  • Слайд 7

    У лямбирских мишарей тастарный комплекс включал те же составные элементы. Отличался лишь способ повязывания тастара, когда один из наиболее украшенных его концов располагали на голове, а другой — на спине. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау).

  • Слайд 8

    Спецификой отличался и тастарный комплекс касимовских татар. Волосник состоял из двух элементов: отдельно чепца и накосника чехла. В городе Касимове вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак, наподобие девичьего казанско-татарского. Тастар повязывали поверх калфака, причем особым образом. Касимовские тастары обычно имели лишь один украшенный конец, который располагался на спине, а чаще на плече. Неукрашенный конец, обернув вокруг лица, пропускали под подбородком и закрепляли на виске специальной заколкой — украшением. У горожан тастары изготовлялись из светлой ажурной ткани фабричного производства и вышивались профессиональными мастерицами.

  • Слайд 9

    Головной убор молькеевских кряшен во многом аналогичен тастарному комплексу мишарей и соседствующих с ними чувашей. Он состоял из двух полотенцеобразных покрывал: длинного (тастар) и короткого (чибаряулык). В оформлении этих полотенец применялись высокохудожественное тканье выборного полихромного исполнения и тамбурная вышивка, домашнее кружево. Тастар дважды обертывался вокруг головы и шеи с тем, чтобы орнаментированные концы свисали на спине, один выше другого. Поверх тастара назад концами завязывался чибаряулык. В середине XIX в. молькеевские женщины, как и лямбирскиемишарки, поверх тастара надевали кашбу (кашпау) — древне-тюркский шлемовидный головной убор со спинной лопастью, украшенный серебряными монетами, нукратками, бисером, кораллами. Девичья бисерно-монетная шапочка (такъя) также облегала голову наподобие шлема, имела на верхушке шишак, на висках наушники, сзади бисерный назатыльник.

  • Слайд 10

  • Слайд 11

    Своеобразными были традиционные головные уборы кряшен, что связано с ранней культурной изоляцией их от татар-мусульман и с особенностями их этнокультурного развития (воздействием, в частности, христианской, особенно русской культуры). Головной убор заказанских и западно-закамских кряшен состоял из волосника-чепца, головного покрывала, полотенцеобразной повязки (акяулык – белый платок) и свадебного покрывала. Происхождение этого убора этнографы связывают с головным убором русских женщин. Особенно оригинальными были головные уборы замужних елабужских кряшенок. Они включали волосник-чепец, головное покрывало (чукол), налобную монетную повязку, монетные височные украшения и напоминали древние «шлемовидные» уборы тюркских народов Евразии. Во время праздничных (обрядовых) торжеств замужние елабужанки надевали головное покрывало, налобная часть которого была полукруглой и напоминала русский кокошник.

  • Слайд 12

Посмотреть все слайды

Праздничные одеяния

Национальный татарский костюм в данном случае отличается обилием декора и шикарным внешним видом. Для его пошива использовались дорогостоящие материалы. Особого внимания при этом заслуживает свадебное платье. Выполнялось они в нежных голубых, бирюзовых или же зеленых, бордовых тонах. Правда, в последнее время можно встретить и белые одеяния, которые ранее считали траурными.

Длина такого платья должна быть максимальной. Кроме того, оно в обязательном порядке должно быть закрытым, прикрывающим практически все тело. Откровенные вырезы в данном случае недопустимы. Голова девушки при этом покрывается расшитым калфаком или полотном.

Жених, как правило, облачается в синий наряд. На нем отмечается обилие орнаментов, лент из атласа. Также присутствует меховой воротник. В качестве обуви молодоженов выступают сапоги. Они узорчатые. При их изготовлении применяется мозаичная техника.

На данный момент женихи все чаще надевают на торжество традиционные европейские брючные костюмы. Правда, даже в этом случае они украшаются с помощью орнаментов и лент. Пиджак при этом нередко заменяют сшитым из бархата камзолом. Рукава у него должны быть короткими.

Для танцев отлично подходят жилетки-разлетайки. Их декорируют мехом. Также уместны укороченные модели камзола. Голова танцовщика прикрывается покрывалом или же шапкой, оснащенной кисточкой

Крайне важно, чтобы наряд при этом был свободным, а низ расправлялся во время танца. Благодаря этому выполнять активные движения оказывается легко и никакого дискомфорта не возникает

Национальный татарский костюм не может остаться без внимания. Они невероятно яркие и весьма неординарные. Татары по сей день чтут традиции и трепетно относятся к народной одежде. Правда, сейчас ее увидеть в повседневной жизни крайне сложно. Чаще всего подобные наряды надевают лишь по особым случаям

В любом же случае они привлекают к себе особое внимание, поражают оригинальностью и обилием неординарного декора

Особенности свадебного наряда

Костюм невесты отличался особой пышностью и нарядностью, более дорогими материалами и обилием декоративных узоров и орнаментов. Но при этом платье должно быть закрытым и длинным. Чаще всего использовались традиционные татарские цвета – темно-зеленый, изумрудный, вишневый, ярко-голубой. Уже в 20 веке в свадебном наряде стал применяться белый цвет, который комбинировался с другими оттенками

Для торжественного случая все элементы женского костюма подбирались особенно тщательно, большое внимание уделялось сочетанию всех частей и аксессуаров комплекта между собой. Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или праздничным расписным калфаком

Очень приветствуется наличие большого количества украшений – сережек, колец, браслетов – так как они указывают на высокий статус невесты.

Национальный костюм татар — это прекрасное наследие и гордость этого народа. Традиционный наряд представляет культурную, историческую и эстетическую ценность, может многое рассказать об обычаях и национальных особенностях татарского этноса. И хотя он претерпел много изменений, главная его основа осталась сохранилась как изящный, удобный и достойный элемент народной культуры.

Описание

Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.

Цвета и оттенки

Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.

В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.

У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.

Ткань и орнаменты

Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.

Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче.

Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).

Элементы

По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.

Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.

Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке

Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.

Крой и декоративные швы

Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.

Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:

  • Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
  • Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.

Разберемся в понятиях

Кто ты, что ты есть в этом мире, как тебя воспринимают окружающие, говорит ли твоя одежда о тебе и скрывает ли твои мысли от других? Должна ли ты извиняться за свой выбор или это просто новое модное течение? Сколько сегодня разговоров на тему сокрытия себя женщиной перед окружающим миром – не счесть.

Каждый считает себя экспертом. А благодаря тому, что все больше визуальных источников оседает в новом жизненном пространстве для человека – интернете, где стираются социальные рамки и где все больше мы черпаем для себя новые знания, возникает иллюзорное ощущение, что наша история на поверхности, а скрытые нюансы и различия растворяются в жерновах истории. В угоду мнения одних что-то упускают, а что-то, наоборот, выносят на первый план, забывая, что однобокий взгляд совершенно не раскрывает все то богатство, которое сокрыто в днях прошлых столетий.

Говоря о традиционном костюме татарской женщины, мы также не смогли уйти от этой проблемы, когда даже исследователи имеют настолько разные мнения, что одни категорично отрицают сокрытие своего тела татарками в традициях народной одежды, а другие считают данный факт нормой повседневности. Следовательно, изначально необходимо разобраться в дефинициях.

Фото из коллекции Национального музея РТ / Рамиль Гали, ИА «Татар-информ»

Обратимся к словарю Р. П. Андреевой, определяющий хиджаб как название любого вида женской уличной одежды, скрывающей лицо и фигуру (например, паранджа, чадра). Итак, необходимо понимать, что в первую очередь хиджаб – принцип сокрытия аурата (запретных участков тела), а уже затем конкретная форма одежды. К тому же, раскрывая образ татарской женщины, ее комплекса одежды именно в этнографический период, когда урбанизация города еще не стерла нюансы традиционной одежды, нужно учитывать конфессиональную принадлежность, статус, половозрастные особенности и социальное положение.

К примеру, на рубеже XVIII-XIX столетий в своем путешествии в Казань 1800 года Максим Невзоров описывал быт татарской женщины: «Живет в назначенном себе покое… никакому мужчине, кроме мужа и тех, кому он позволит, не показываясь. Если на дворе нечаянно татарка встретится с мужчиной чужим, то она или отворачивается, или закрывает лицо своими руками».

Карл Фукс считал, что татарской женщине на селе было легче: «По моему мнению, деревенские татарки гораздо счастливее городских. Они пользуются свободой и проводят время, подобно нашим русским поселянкам; исправляют все домашние дела и полевые работы; летом беспрестанно в лесу, в поле; зимою за пряжей, весною за тканьем; нет свободной минуты для скуки. Ходят без покрывала…»

В конце XIX века в иллюстрированном спутнике по Волге Л.С. Монастырского отмечалось, что если на гулянье татарка тщательно закрывает свое лицо и грудь, то не стоит и любопытствовать – это или старуха, или очень некрасивая женщина… А если случай или умысел распахивает завесы скромности, то они вызывают ревнивый и дикий взгляд следом идущего татарина.

Фото: Рамиль Гали, ИА «Татар-информ»

Архивы

  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Ноябрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Сентябрь 2015
  • Август 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Ноябрь 2014
  • Октябрь 2014
  • Сентябрь 2014
  • Август 2014
  • Июль 2014
  • Июнь 2014
  • Май 2014
  • Апрель 2014
  • Март 2014
  • Февраль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Октябрь 2013
  • Сентябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Май 2013
  • Апрель 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Ноябрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Сентябрь 2012
  • Август 2012
  • Июль 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Декабрь 2011
  • Ноябрь 2011
  • Октябрь 2011
  • Сентябрь 2011
  • Август 2011
  • Июль 2011
  • Июнь 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июль 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010
  • Январь 2010
  • Декабрь 2009
  • Ноябрь 2009
  • Октябрь 2009
  • Сентябрь 2009
  • Август 2009
  • Июль 2009
  • Июнь 2009
  • Май 2009
  • Апрель 2009

Красота требует жертв

Большая часть декоративной косметики была привозной. Дорогие белила закупали в Китае и Средней Азии (свинцовые и китайские белила); разводили их или в чистой воде или с добавлением розового масла. Наносили полностью на лицо и на шею. Щеки румянили настоем из различных трав или в более дешевом варианте могли использовать смоченный водой покупной лист бумаги, окрашенный в красный цвет.

Природные и густые брови (как модно в настоящее время) у татарок были не в почете. Красивыми считались тонкие, полукруглые. Для придания нужной формы их выщипывали. Для этого использовали специальные щипчики в виде пинцета. После выщипывания их окрашивали в черный цвет усьмой (травянистое двулетнее растение из семейства горчичных высотой около метра). Причем, при использовании этого красителя было небольшой жжение, а брови сначала окрашивались в ярко-зеленый цвет, потом синели и только после темнели до практически черного цвета.

К началу ХХ все чаще татарки начинают окрашивать брови, как и многие современные девушки и женщины покупными, фабричными карандашами. Однако, зачастую, могли использовать и обычные писчие (наиболее жирные и мягкие).

Веки и ресницы окрашивали сурьмой (сульфин сурьмы, черный камень, растолченный в порошок и разведенный маслом), хранившийся в специальной небольшой металлической емкости с крышечкой — «сурьмовнице», к которой была прикреплена палочка, доходящая до дна. Именно этой палочкой зачерпывалась сурьма, которой закрашивалось межресничное пространство, сами ресницы и веко.

Технологическая последовательность проекта

Пошив изделий.

Для пошива татарских костюмов мы решили воспользоваться помощью учителя технологии, так как она более профессионально справится с этой работой. Но при выполнении пошива мы принимали участие в качестве подмастерьев.

  • Разработка эскиза татарского костюма
  • Снятие мерок и построение чертежа конструкции
  • Изготовление лекал
  • Раскрой изделий (вырезание деталей кроя)
  • Пошив тюбетейки, калфака
  • Художественная отделка тюбетейки, калфака
  • Пошив плечевых изделий костюма (жилет, рубаха, платье)
  • Художественная отделка плечевых изделий костюма (жилет, рубаха, платье)
  • Пошив поясных изделий костюма (штаны мужские, женские)
  • Художественная отделка поясных изделий костюма (штаны женские)

Практичная рубаха

Рубаха татарских женщин была нательной одеждой и платьем. В более раннем комплексе нижняя рубаха не носилась, что характерно было для многих народов, однако, впоследствии, особенно в городах, все-таки уже надевали. М. Невзоров в «Путешествие в Казань в 1800 году», отмечал: «Женщины богатые носят также по два платья: нижнее со сборами на груди, вышитое и застегнутое; верхнее из простых шелковых материй, из тонкого сукна, а иногда из дорогих парчей». 

Всего, у татар было два типа рубах. Первый, наиболее древний – туникообразный, с грудным разрезом посередине, ластовицами, широкими и длинными рукавами. Второй, уже характерный для второй половины XIX века, когда повсеместно шло формирование общенационального татарского стиля – со скошенными плечиками и закругленными проймами для рукавов. Нельзя не отметить, что именно в это время уже по канонам общеевропейской моды у платьев татарок появляются турнюры для придания пышности фигуре. 

Рубахи могли быть цельные, отрезные, украшенные воланами, по нижнему и верхнему краю, а также бесчисленными рядами оборок, тесьмы, кружев, позумента и разнообразных кистей. У зажиточных татарок рубахи шились из дорогих «китайчатых» парчовых, шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей. Более простые шили из домоткани, но при первой возможности старались купить не домашнего производства материал. 

Татарский танец: костюм

Татарские национальные танцы имеют интересную многовековую историю. Они удивительным образом сочетают в себе неповторимую грацию, утонченность и решительность.

Народные танцы Татарстана подчеркивают смелость и гордость людей этого региона. В целом они являются настоящими театральными зарисовками, рассказывающими о значительных событиях, которые в изобилии присутствовали в истории татарского народа.

Все татарские танцы обязательно исполняются в национальных костюмах. Большая часть таких нарядов шьются из ткани насыщенных восточных оттенков. Головные уборы имеют неповторимый и богатый орнамент, по которому в древности определяли социальное положение человека.

Основополагающим признаком национальной татарской одежды является ее трапециевидная форма. Татары носят туникообразные рубахи, длинные широкие штаны и распашную верхнюю одежду, имеющую приталенную спинку. При этом женская рубаха отличается от мужской лишь длиной, она может доходить до самых щиколоток.

Мужские штаны нередко изготавливаются из полосатой ткани, а женские – из однотонной. Неотъемлемой частью национального костюма считается пояс. Он может быть украшен различными декоративными элементами или ручной вышивкой.

Женский костюм зачастую отделывается мехом, позументом, оригинальной строчкой. Поверх рубахи татарки надевают камзол, который в зависимости от отделки может служить как домашней так и праздничной одеждой. Самым популярным женским головным убором считается калфак. Его надевают со специальной повязкой ука-чачак, конусообразный конец которой отбрасывается назад.

Национальная татарская обувь – это сапожки ичиги. Их шьют из мягкой кожи, сафьяна, хрома и юфти. Отличительной особенностью женского варианта таких сапог является оригинальная мозаичная техника, с помощью которой декорировали обувь.

Сегодня под выражением национальный татарский костюм для танцев подразумевают собирательный образ, который отражает довольно широкий спектр одежды различных подгрупп татар. Обязательными элементами одежды жителей Татарстана в любые времена были украшения, причем их используют и мужчины, и женщины. Конечно, украшения прекрасной половины человечества всегда отличались большим разнообразием, так как согласно старинной мусульманской традиции о богатстве и достатке мужчины судят по внешнему убранству его женщин.

Степень рукотворности костюма зависит от многих слагаемых: вышивки, элементов декора, ювелирного искусства. Огромную роль в оформлении национального костюма играют элементы золотого шитья, которыми украшают платья, рубахи, платки, камзолы и головные уборы.

dancedb.ru

Намалеванные барышни

Для современной женщины уход за своим телом и лицом, использование косметики и различные спа-процедуры стали неотъемлемой частью жизни. Иногда мы пользуемся рецептами, которые достались нам от бабушек и прабабушек. Однако мы не знаем и сотой доли того, как ухаживали за собой татарские женщины, что использовали в качестве румян или пудры, чем умывались и красили ногти.

Современники и исследователи XIX — начала ХХ века активно изучали быт татар, не забывая упомянуть и о такой теме, как косметические средства. Еще в XIX веке при описании татарских женщин зачастую отмечалось, что они ярко красятся и наносят косметику не только на лицо, но и на зубы и ногти, показывая этим свой статус (чем богаче женщина, тем больше в ее обиходе косметических средств, и тем чаще она их могла использовать).

Например, Карл Федорович Фукс в своей работе, изданной в 1844 году, описывая, как собирается татарская женщина в гости, о.

С. Монастырский в унисон с Фуксом писал о большой любви женщин к косметическим средствам: «Чем моложе и богаче татарка, тем тщательнее она красится и белится. Нужно заметить, что татарки более других женщин заняты своим туалетом». Аналогично писал и исследователь Н.О. Рыжков в своем труде «Географический очерк Сызранского уезда», где среди прочих народов он описывал и татар: «…Татарки густо мажут лицо белилами, румянами, сурьмят брови и ресницы и чернят зубы».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Декор и хобби
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: