Необходимый инвентарь
Для обжигания дерева понадобятся сам материал и соответствующий инструмент (обычного паяльника в большинстве случаев бывает недостаточно). В продаже имеются устройства, схожие с канцелярской ручкой — при этом они снабжаются многочисленными насадками для получения разных эффектов.
С деревом можно поступать следующим образом: покупать заготовки из магазина или шлифовать подручную древесину до нужной гладкости самостоятельно. На замену ольхе и липе подойдёт обычная фанера
Начинающим не стоит уделять внимание второму варианту — приобретаемые за деньги наборы уже подготовлены к работе
Подготовка материалов для изготовления
Чтобы сделать домашний выжигатель необходимо иметь минимальный набор инструментов и комплектующих.
Для того, чтобы сделать пирограф понадобится:
- Деревянный штапик на 10 см.
- Клейкая лента или изолента.
- Электронный блок не менее, чем на 5 Вольт 2А.
- Нихромовая нить.
- Паяльник.
- Электродрель с подходящим сверлом.
- Флюс для пайки.
- Припой – олово.
Процесс изготовления начинается с подготовки всех инструментов и нужных материалов. Для начала необходимо отыскать нихромовую нить, которая может продаваться в любом хозяйственном магазине. При отсутствии нити в продаже материал можно добыть из старого электропаяльника.
Понадобится сделать разборку нагревательной части электроприбора. Нихромовая нить находится на «жале» паяльника под металлическим кожухом и легко снимается путем сматывания без использования сторонних инструментов.
Подготовка рабочего места
Особых сложностей этот шаг не представляет. Удобнее всего человеку располагаться за столом, выбрав устойчивый стул или кресло для сидения. Аппарат для обжигания дерева должен стоять прямо — поэтому для него отводится отдельное место. Неподалёку от него размещаются заготовки и шаблоны.
Для наибольшего удобства рекомендуется подкладывать валик под запястье (тут сойдёт обычное скрученное полотенце). Днём с освещением не возникает проблем, но в сумерках лучше поставить настольную лампу. Свет должен попадать на дерево под острым углом — так будут видны даже небольшие детали.
Рекомендации для мастера
Профессионалы могут организовать место непосредственно в мастерской, так как дополнительные инструменты (пила, лобзик, пассатижи и кусачки) будут под рукой. Для ещё более чётких штрихов сгодятся карандаш с острым концом, небольшой кусок наждачной бумаги и ластик. Непосредственно в процессе выжигания также применяются линейка из стали, отвёртка, копирка и клейкая лента. Главное — не забывать про вентиляцию.
Тема природы
Красота природы способна вдохновить любого творчески настроенного человека, и художники-пирографисты здесь не исключение. Черпая свои идейные замыслы из огромного натуралистического океана, они смело воплощают их в декорировании не только стен помещения, но и мебели, посуды, предметов обихода. Современные усовершенствованные инструменты позволяют говорить о таком направлении, как миниатюрная пирография.
Подобного рода украшения прекрасно будут смотреться на даче или в интерьере деревянных домов. Приверженцы естественного образа жизни и любители эко-стиля обязательно найдут немало интересных и оригинальных поделок как для себя лично, так и для привнесения дополнительного шарма в свое жилище.
Таким подарком можно удивить самого взыскательного ценителя красоты. Помимо этого, хобби может стать источником дополнительного дохода, если увлечение перерастет в серьезное занятие.
На просторах всемирной сети можно создать мини-сайт с предложением своих изделий или страничку на знаменитой «Ярмарке мастеров», выкладывая туда новинки.
Все будет зависеть от желания, умения, а главное — терпения в освоении искусства «рисования огнем».
Первые этапы подготовки. Как начать выжигать?
Увы, сразу же рвануть в бой не выйдет и без первоначальной подготовки никуда не деться. Чтобы увлечение не покрылось слоем разочарования, внимательно ознакомьтесь со всеми нижеизложенными подпунктами.
Выбор основы
Как уже говорилось выше, современные технологии позволили усовершенствовать аппарат, и сфера использования заметно расширилась. И всё же чаще всего специалисты рекомендуют браться за древесину, так как она более податлива и лучше подходит начинающим выжигателям.
При выборе деревянного материала лучше всего отдавать предпочтение мягкой лиственнице, нежели еловым породам. Например, хорошо подойдут ясень, клён, липа или берёза.
И чем мягче выбранная порода, тем комфортнее и качественнее будет выжигать рисунок.
Обработка древесины
Допустим, в нашем случае разделочная доска или коробка от набора шуруповёртов. Прежде, чем браться за инструмент и приступать к делу, обработайте рабочую поверхность.
Поверхность должна быть сухой и ровной, без видимых изъянов и шероховатостей, в противном случае качество работы ухудшится. При необходимости просушите феном влажные места и пройдитесь наждачной бумагой там, где это требуется.
Затем аккуратно, едва заметно перенесите изображение, намечая эскиз при помощи карандаша или лезвия ножа с тонким концом. При желании можно воспользоваться уже готовым шаблонами, чтобы нанести ровные, эстетически красивые линии.
Во время работы над сложными рисунками или фото людей используется копировальная бумага. Увы, та слишком пачкается, и специалисты дополнительно переводят контуры на прозрачные папиросные листы.
После чего картинка плотно приклеивается при помощи клея из отварного крахмала или пшеничной муки. Выжигают прямо поверх бумаги, после чего эскиз легко отделяется от основной поверхности.
Дополнительные рекомендации
Начинающим художникам рекомендуется браться за лёгкие изображения, не требующие серьёзных навыков и умений. Наработайте опыт, обязательно посещайте мастер-классы профессионалов и тренируйтесь, чем больше, тем лучше.
Не бойтесь брать консультации у мастеров, посещайте их уроки и нарабатывайте руку. Со временем чёткость линий улучшится. Ещё лучше, если закажете инструменты в специальном магазине — от качественного выжигателя зависит успех будущей работы.
В качестве подставки используйте негорючие материалы. Например, керамику или толстое стекло. Убедитесь, что на вашем рабочем месте чисто, и ничто не мешает творчеству.
Не приступайте к работе до тех пор, пока элемент электроприбора не раскалится до необходимой температуры. Если же явно наблюдается неравномерное прогревание, это говорит о появлении неполадок инструмента или необходимости замены насадки.
Приступая к работе, будьте предельно внимательны и аккуратны. Нанесённые линии стереть или удалиться невозможно, старайтесь избегать помарок и неточностей.
Для ещё большего удобства зафиксируйте ведущую руку на устойчивой подставке во избежание неровных линий и случайных ошибок эскиза.
Объём художественной работы придаётся при помощи линий различной толщины и оттенков в зависимости от интенсивности прожига.
Чтобы добиться тонкого, выжженного контура, перемещайте выжигателем по «полотну» быстро, не останавливайтесь в конкретном месте дольше нескольких секунд.
Соответственно, регулируйте температура прогрева, чтобы контролировать оттенки получаемого результата. Движения должны быть лёгкими, никаких тяжёлых натисков и толчков, не останавливайтесь в одном месте подолгу.
Старайтесь производить прорисовку сверху вниз, но не наоборот. При желании во время оформления декоративной поделки можно воспользоваться фигурными насадками.
Запомните, хорошие, качественные проекты — совокупности нескольких навыков, среди которых как опыт, знания и умения, так и внимательность к своему здоровью.
Не пренебрегайте удобством: если во время работы чувствуете, как затекает шея, спина или руки, значит, срочно требуется подкорректировать положение. Не располагайте доску слишком далеко от себя, руки должны легко двигаться по «полотну».
И напоследок, старайтесь начинать работу «снаружи». Считается, что изначально взгляд цепляется за центральные контуры, где ошибки будут гораздо заметнее, нежели будь они расположены ближе к краям.
Резьба.
Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.
Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.
В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.
Пирограф и его разновидности
В продаже можно обнаружить десятки моделей электровыжигателей от разных производителей. У каждого вида свои особенности, но все они делятся на две большие группы:
- с твердыми перьями. Выжигающие устройства с твердыми перьями могут поддерживать определенную температуру накаленности пера. При выборе выжигателя нужно учесть, что чем больше мощность, тем быстрее можно работать. Они прочные, и ими несложно пользоваться. Больше всего подойдут для изготовления крупных рисунков. В наборе идут разные насадки, с помощью которых можно выполнять разные виды работ;
- с проволочными перьями. Выжигающие устройства с проволочными перьями можно использовать для тонких и кропотливых работ по дереву.
Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)
В общей сложности, можно выделить три основных техники выжигания. От простого – к сложному:
Контурное выжигание
Условно это наиболее элементарный и простой вид выжигания по дереву, с которого всегда и начинают юные мастера-пирографисты. Начинать осваивать контурное выжигание нужно с простого плоскостного рисунка, а впоследствии уже учиться выполнять более подвинутые работы с рельефом, фоном, комбинированные сюжеты, и так далее.
Контурное выжигание производят кончиком жала, и рука мастера должна при этом иметь надёжную опору. Данная творческая техника во многом напоминает обыкновенное рисование карандашом. Линию нужно проводить ровно, не оставляя точек и учитывая структуру древесины. Твёрдое дерево потребует большего нагрева наконечника, мягкое же прожигается гораздо быстрей.
Работать в контурной технике есть смысл с небольшим нагревом. Нужно аккуратно и не спеша водить жало по касательной. Контурное выжигание замечательно подходит для создания разнообразных надписей и штриховок. Для любого начинающего юного мастера контурная техника – то, что нужно. Она точно подойдёт самым наилучшим образом и позволит качественно выработать все необходимые навыки работы с выжигательным прибором, начиная с самых минимальных.
Силуэтное выжигание
Оно демонстрирует светлый рисунок, который окружает выжженная деревянная поверхность. Сам рисунок выделяют чётким светлым рельефом в тёмном обрамлении. Добиваться такого результата можно при помощи добавления фона либо удаления картинки.
На фанерную или деревянную поверхность рисунок переводится при помощи копировальной бумаги, а все мелкие детали и линии уже нуждаются в более тщательной прорисовке.
Самые простые рисунки выжигаются равномерным образом, но есть и такие работы, в которых в силу вступают законы светотени. Достигать необыкновенных и интересных переходов тонов получается при помощи нанесения светлых штрихов – снижения температуру накаливания наконечника, либо уменьшая время прижигания / снижая надавливание жала на доску.
Для силуэтного выжигания лучше всего использовать особенный наконечник. Кончик жала должен быть расклёпан и зашлифован. Иглу проводят строго вдоль волокон древесины. При правильном выполнении данной творческой техники получается гладкая и однородная тёмная поверхность, без вкрапления светлых и затемнённых пятен. Если проводить иглой побыстрее, то есть возможность получить разнообразные коричневые оттенки: от светло-коричневого до радикального тёмного цвета кофейного типа.
Картины в творческой технике силуэтного выжигания зачастую создаются без предварительно нанесённых контуров. Они идеальным образом подойдут для украшения и оформления столов, стульев, разделочных досок.
Разумеется, для начинающих юных мастеров – школьников данная техника будет несколько сложноватой. Но обязательно покорится, после не такой уже долгой подготовки и оттачивания навыков владения прибором в силуэтном выжигании.
Художественное выжигание
Данную технику по праву считают наиболее сложной и серьёзной в пирографии – это уже настоящее искусство. Она базируется и на силуэтной, и на контурной техниках, совмещая в себе их специфику и взаимно дополняя два этих основных стиля. Но начинать творческую работу в художественной технике всё-таки стоит с несложных геометрических фигур. А потом постепенно оттачивать работу с игрой теней и света.
Очень значительную роль играет умение верно передавать перспективу, учитывая фон формируемой картины. Для достойного воплощения такой продвинутой творческой техники нужно уметь прилично рисовать хотя бы карандашами. В этом случае можно смело браться и за выжигание в художественном стиле. Разумеется, ошибки будут обязательно. Но на них, как известно, учатся, а это значит – не стоит бояться ставить перед юным мастером-пирографом сложные и неоднозначные задачи.
Как сделать своими руками
Процесс изготовления пирографа в домашних условиях достаточно простой:
- С помощью плоскогубцев откусите нижнюю часть медицинской иглы.
- Используя крепкую прочную нить, прикрепите иглу от шприца и швейную иглу к одному концу деревянной шпажки так, чтобы они находились параллельно друг другу.
Конец швейной иголки согните таким образом, чтобы он слегка прикасался к кончику медицинской иглы.
В нижней части деревянной палочки электродрелью либо шуруповертом сделайте небольшое отверстие под провод. Сверло должно соответствовать толщине провода.
Подсоедините провода от зарядного устройства к иглам. Очень важно сделать это правильно. Полярность не имеет значения, но для того чтобы устройство служило как можно дольше, рекомендуется обработать провода флюсом, а затем залужить их. Пропустите концы проводков через заранее изготовленное отверстие в рукоятке и выведите их наружу.
Соедините провода с тумблером и приклейте аккумуляторный блок к деревянной ручке-держателю.
С помощью изоленты или клейкой ленты сделайте изоляцию. Для этого обмотайте держатель 3-5 слоями изоленты, максимально качественно приклеивая ее к основанию. Изоляционная лента не должна попадать на иглу.
После этого можно включать электронный блок в сеть 220 Вт и проверять готовность выжигателя к работе. Если все было сделано верно, нить иглы покраснеет уже за 1-2 минуты. Есть еще один простой способ изготовления пирографа из паяльника:
- Укоротите жало паяльника так, чтобы его длина составляла 1,5-2 см.
- Возьмите медную проволоку сечением 1 мм, сложите ее пополам, скрутите место сгиба на 5-7 витков.
- Намотайте проволоку на жало паяльника и хорошо скрутите ее свободные концы.
- Подключите паяльник к электросети и протестируйте.
Готовый выжигатель в данном случае получается не очень эстетичным, но зато этот процесс бюджетный и быстрый.
С помощью самодельного выжигателя по дереву можно выжигать различные картины, сувениры, небольшие узоры на мебели. Но для постоянных работ рекомендуется приобрести профессиональный аппарат.
Выжигание по дереву для детей
Опыт выжигания на дереве для ребенка – интересный, творческий и технически направленный труд. Но он требует неукоснительного соблюдения техники безопасности, контроля со стороны взрослых. Сам взрослый сначала показывает юному ученику, как на ровной и гладкой дощечке с помощью трафарета или эскиза, перенесенного через копировальную бумагу, получается красивая картинка.
В выжигании по дереву для детей есть строгие правила:
- работать можно исключительно с сухой древесиной;
- после того, как изображение перенесено на основу, сначала следует сделать точки, а уже потом соединить их по линиям;
- если линия предполагается тонкая, прибор нужно передвинуть очень быстро;
- работа всегда начинается с внешнего края, а потом автор медленно переходит к центру;
- перед тем, как нанести новый штрих, соседний должен остыть;
- когда поделка готова, имеет смысл пройтись по ней наждачной бумагой;
- чтобы пирографическая картина выглядела изящнее, можно покрыть ее воском.
Приборы для выжигания продаются в магазинах творчества и детских супермаркетах. Проверьте перед покупкой, оснащен ли пирограф специальными элементами, которые защитят ребенка от ожогов. Обязательно в комплекте должна быть ручка-подставка и защита для рабочей зоны.
Очень удобно, что современные детские пирографы производители комплектуют эскизами и схемами, которые как раз подходят для начинающих творцов.
Альтернативы, если под рукой нет разделочной доски
Что касается фанеры, механизм остаётся неизменным. Материал также требует обработки (влажность и шероховатости должны отсутствовать), только после этого наносим эскиз будущей картинки и потихоньку, аккуратно проводим накалившимся наконечником по линиям.
Легко, как будто ведя кистью по поверхности воды, едва касаясь её. Фанеру также рекомендуется выбирать из мягких, лиственных материалов. Например, берёзы или бука. По сравнению с деревянными досками, фанера заметно легче, а цена ниже.
Глаза боятся, а руки делают. Известное выражение, целиком и полностью сказанное про пирографию. Если вы считаете, что выжигания по дереву — тяжело, нудно и требует хороших художественных навыков, то глубоко заблуждаетесь.
Все нынешние мастера когда-то только начинали постигать азы пирографии, со временем добившись небывалых высот. И все они в один голос твердят только одно — ничего не бойтесь!
Техники и способы выжигания
Контурная техника. Если вы только делаете первые шаги в пирографии, то лучше выбрать такой способ. Рисунок выжигается только по основным линиям, поэтому сделать это очень легко. Таким же образом выполняются надписи и штриховка.
Силуэтная техника. Желаемое изображение создают путем выжигания фона вокруг него. Рисунок остается чистым, а фон полностью затушевывается.
Художественная техника предполагает комбинированное использование обоих способов. Рисунок получается очень сложным, в нем отлично передается перспектива, прорабатываются все детали. Здесь требуется умение создавать качественные картины в карандаше, без этого навыка ничего не получится. Начинать лучше с основных геометрических фигур, стараясь как можно тщательнее работать над светотенью, объемом, глубиной.
Кроме выжигания с помощью электрического пирографа, существует еще несколько любопытных способов:
- С кислотой. На дерево наносят тонкий слой воска, процарапывают контуры, а потом протравляют изображение химическим составом.
- Пиротипия. Рисунок наносят на дерево раскаленным готовым штампом. Чем сильнее нажатие, тем ярче и четче получается отпечаток.
- С электроразрядом. Изображение «рисуют» электролитами, а затем пропускают по «линиям» электроток.
- Лазером. Этим способом можно создать масштабное очень сложное и четкое изображение, так как лазерным лучом управляет компьютерная программа.
- Солнцем. Это самый старый, но очень трудоемкий способ. Солнечные лучи «собирают» лупой в пучок и направляют его на поверхность фанеры. Качество рисунка довольно низкое.
Популярные сюжеты
Пожалуй, самым приемлемым местом, где техника пирографии гармонично вписывается в интерьер, была, есть и остается сауна. Этому способствует отличное сочетание и однородность материала — древесина, которая, кстати, часто остается после строительства парной и может быть успешно использована в качестве сырья для выжигания по дереву. Эскизов для бани существует немало, как и оригинальных идей для украшения банных аксессуаров и принадлежностей. Это и сюжетные панно, полки, вешалки, таблички с надписями. Ведь для бани нет ничего лучшего, чем располагающая обстановка, настраивающая посетителей на отдых и расслабление.
Например, вывески со слоганами приглашения и пожелания легкого пара хорошо будет развесить на дверях. Стены украсить забавными сюжетными картинами, отвечающими духу парной и конечно же, расположить панно с изображением самого хозяина заведения — Банника. Преображенная парная будет радовать своих завсегдатаев и привлекать к посещению новых любителей пара.
Выжиганием декорируют и банную мебель, используя для этих целей клише растительных орнаментов, изображающие преимущественно листья дуба и березы, как элементы основной атрибутики оздоровительных процедур парилки.
Материалы и инструменты
В продаже имеются готовые наборы, которые значительно упрощают занятие пирографией. Они с легкостью сделают это вашим любимым хобби, поскольку не потребуют от вас значительных затрат. Это отличная возможность набить руку, если вы задумали заниматься пирографией на профессиональном уровне.
В продаже имеются уже готовые наборы, в состав которых входят необходимые материалы для выжигания.
В готовый набор входят следующие материалы:
- готовые заготовки из древесины;
- эскизы с изображениями;
- прибор для пирографии;
- наждачная бумага;
- копировальная бумага;
- воск;
- палитра с красками;
- ластик и карандаши;
- набор кистей и ветошь.
В том случае, если вы хотите попробовать свои навыки во всем, начиная от подготовки дерева для нанесения рисунка, до финальной стадии, то от покупки готового набора лучше отказаться.
Для того, чтобы начать заниматься пирографией вам понадобится доска. Лучше всего использовать древесину мягких пород, без дефектов. Если вы хотите удивить кого-то подарком или сами украсить жилье не просто дощечкой с выжженной картиной, но и оригинально оформленной, то рисунок можно нанести на спил дерева. Только предварительно его надо подготовить к работе, устранить все неровности и дефекты при помощи шлифовки.
Для нанесения рисунка могут применяться любые подручные материалы. Например, карандаш или ручка.
Главным прибором, для создания рисунка не дереве является пирограф. Инструмент состоит из управляющего модуля и рукоятки, на которой располагается перо. В некоторых приборах эти части объединены, но у них есть существенный недостаток – слабая мощность.
Виды приборов:
- с проволочным пером;
- с твердым пером.
Это единственное различие в конструкции устройств, поскольку принцип работы у них идентичен. Современные приборы имеют насадки для выжигания по дереву, поэтому их можно сравнить с художественными инструментами. Насадки имеют различную толщину. У пирографа с твердым пером, насадки бывают не только разной толщины, но и форм.
Виды наконечников:
- игловые;
- клиновидные;
- конические.
У профессионалов своего дела, часто можно встретить и печати, которые оставляют уже готовые узоры на изделиях. Это упрощает работу мастера, или может стать его отличительной чертой, если он постоянно использует одну и ту же печать в работах.
Техники выжигания
Мастера выделяют 3 распространённых метода обжигания дерева: контурное, художественное и силуэтное. Каждый подход отличается особенностями исполнения.
Контурное
Самый элементарный вид ремесла, который выполняется преимущественно на плоскости. Освоившие этот этап художники могут переходить к сложным работам.
Выжигание во многом аналогично обычному рисованию на бумаге — линии ведутся плавно и с наибольшей аккуратностью; ставить точки между ними не обязательно.
Художественное
Гораздо более сложный метод, чем предыдущий. Схемы подбираются для заготовок с таким расчётом, чтобы они учитывали различные уровни теней и перспективы. По принципу творчества это выжигание во многом аналогично другим двум типам.
Силуэтное
Намного более тонкий и филигранный способ обжигания, который позволяет получать светлые изображения на тёмном фоне.
Подобно письму от пера, художнику рекомендуется учитывать множество факторов: температуру наконечника устройства, степень нажима на дерево, направление ведения «ручки», и так далее. Изготавливаемые шедевры обычно базируются на правилах светотехники.
История красного угла
Домашние иконостасы появились еще в Древней Руси. Для них отводился целый угол, который назывался красным (т.е. красивым). В этом месте расставлялись иконы, зажигались свечи и лампады. Утром и вечером, а также в часы особой духовной нужды домочадцы произносили здесь свои молитвы.
Иконостас тех времен представлял собой многоярусную полку, на которую вешали божник — небольшую занавеску, которой закрывали образы святых и Спасителя по бокам. Иконы прятали под благовесткой — специальным полотном, которое отдергивали только во время молитвы. Такая традиция появилась на Руси неслучайно. Известно, что первый образ Спасителя бы создан Им Самим, по Его воле Божьей: после того, как Иисус окропил лицо водой и отер его убрусом (тканью), на этом полотне остался Его лик. Это полотно он отправил болящему правителю малой Азии — Авгарю, благодаря чему тот исцелился. После этого князь отдал приказ прибить священный плат над воротами города. Спустя 900 лет священный образ перенесли в Константинополь. Теперь каждый год 29 августа православные отмечают праздник обретения образа Спаса Нерукотворного и освящают тканые вручную полотна.