Оружие, которое не меняется
Простота совершенства – это как раз те слова, которыми можно охарактеризовать боевые топоры. Фото найденных в древних курганах образцов старинного оружия подтверждают этот факт.
Их основные формы не слишком изменились за прошедшие тысячи лет. Скифский сагарис, греческий лабрис – их узнаваемые очертания повторяются и в средневековых романских топорах, и в боевых секирах викингов, и в оружии русичей. Дело вовсе не в отсутствии воображения. Просто есть вещи, которые уже не нужно улучшать, ведь они и так совершенны. Это не значит, что они обязательно сложны. Нет ничего проще колеса, но никто не улучшил его. Ни один изобретатель не внес ничего принципиально нового в его конструкцию. Сделанное из дерева или из камня, со ступицами или без, колесо всегда остается колесом.
Так же обстоит дело и с топором. Он может быть каменным, бронзовым или сделанным из лучшей стали. Он может быть немецким, китайским или африканским. Но перепутать топор с другим оружием невозможно. Разные страны, непохожие культуры независимо друг от друга приходили к созданию этого гениального орудия. Простое, дешевое и исключительно практичное, оно было одинаково применимо и в быту, и в бою. Собственно, иногда трудно сказать, для каких именно целей использовалось это оружие. Да, специализированные топоры, созданные исключительно для воинов, не спутаешь с бытовыми инструментами. Вот только в обратную сторону закономерность в этом случае не выстраивается. Любой пригодный для колки дров топор мгновенно становится боевым, достаточно захотеть нарубить что-нибудь еще, кроме сосновых чурок. Или кого-нибудь.
Виды необычных топоров
Это грозное оружие ценилось во все времена за свою эффективность. В ходе истории оно приобрело много разных модификаций:
- Легкие одноручные топорики. Применялись преимущественно в ближнем бою, также их могли метать.
- Тяжелый односторонний. Мог наносить больше повреждений, чем его более легкий собрат, но уступал в маневренности. Часто комбинировался с длинным древком.
- Тяжелый двусторонний. Имел два полотна, что способствовало лучшему балансу. Иногда на месте обуха оружие было снабжено молотком, крюком, булавой и т.д. Подобного рода модификации позволяли увеличить количество вариантов ведения боя.
16 век
В 16 веке в Европейских странах, а в особенности во Франции, Германии и Швейцарии, усилилась тенденция увеличения силы удара этого рубящего оружия за счет увеличения древка. Наиболее популярные виды в то время:
- Секира. Разновидность с удлиненной головой, выполненной в виде полумесяца. На обухе обычно размещали крюк, предназначенный для стаскивания всадников на землю.
- Полэкс. Очень необычное и при этом смертоносное оружие. Голова небольшая, на обухе расположен молот с выступающими шипами. Отличительной чертой являются острые выступы на верхней и нижней части оружия.
- Бородовидный. В отличие от предыдущего, выглядит достаточно просто. Специфична прямая острая грань боевой части и удлиненное вниз лезвие. Такое строение позволяло наносить не только рубящие, но и режущие удары.
Боевая секира.
18 век
К началу 18 века этот вид оружия почти исчез из арсенала европейских солдат. Топор уменьшился в размерах и стал выполнять вспомогательную функцию. В основной своей части он сохранился у матросов, приняв вид кортика.
Топор 18 века.
Топоры Скандинавии
Викинги были яростными воинами, потому и оружие предпочитали соответствующее. Их грозные топоры приводили в ужас противников. Оружие представляло собой металлическую голову на длинном древке.
Большая рукоять позволяла не только наносить более сильный удар, но и держать противника на расстоянии, а широкое лезвие наносило страшные увечья.
Скандинавский боевой топор.
Топоры русичей
Тесные связи со Скандинавией способствовали тому, что русичи во многом скопировали это рубящее оружие. В славянском варианте называли бердыш. Он отличался массивностью головы и большой длиной рукояти. Был основным арсеналом пехотной дружины. Во время правления Ивана Грозного стал комбинироваться с пищалью.
Древний бердыш Русичей.
Финские
Имеют традиционную бородовидную форму головы, что говорит о родстве со скандинавским вариантом. Имел много вариантов применения, так как был способен наносить разные типы повреждений.
Копия финского бородовидного топора.
Старинные томогавки
Томогавк – привычное оружие индейцев. Изначально представлял собой что-то среднее между палицей и боевым топором. Голова изготавливалась из камня или кости, а рукоять выполнялась из гибких пород дерева. С приездом европейцев, индейцы охотно перешли на металлические томогавки из-за их прочности и надежности.
Индеец с томагавком.
Цыганский
Кочевой народ не изготавливал топоры в боевых целях. Стоит отметить необычную форму головы: «скошенное» вниз лезвие способствовало более легкой рубке.
Практичный цыганский топор.
Пряности и страсти
-
Оценка
7,5 / 7,3 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
драма, мелодрама, комедия -
Страна
США, Индия, ОАЭ -
В главных ролях
Хелен Миррен, Ом Пури, Маниш Дайал -
Режиссёр
Лассе Халльстрём -
Длительность
122 мин. / 02:02 -
Студия
Touchstone Pictures -
Дата премьеры
7 августа 2014 -
Сценарий
Стивен Найт, Ричард Ч. Мораис
Вообще, фильмы о поварах и еде всегда внимательны к визуальной стороне: снимать тут нужно так, чтобы зрители чувствовали вкусы и запахи прямо через экран. У нас на сайте есть целая подборка такого кино, после которого любая диета подвергнется атаке из соблазнов. А тут расскажем про фильм, который наполнит комнаты зрителей ароматами кари: главный герой — эмигрант из Индии, которому вместе с отцом, братьями и сестрами пришлось переезжать во Францию. У семьи Хассана Хаджи на родине был свой ресторан, и его мама готовила там не просто сердцем, но и душой. Ресторан сожгли, мама погибла, осиротевшее семейство мигрировало. Теперь отец Хассана хочет восстановить семейный бизнес во французской провинции, но место выбирает неудачное: свой ресторан Хаджи открывают напротив заведения, подающего классическую французскую кухню и претендующего на вторую мишленовскую звезду. Запах индийских блюд вызывает у мадам Мэллори, шефа элитного ресторана, повышенную язвительность, а может, и изжогу — в успех острого, пряного фастфуда никто не верит. Но Хассан унаследовал талант матери к кулинарии, и его еда быстро завоевывает признание французов. Между двумя кухнями начинается настоящая война, но, в отличие от большинства войн, эта заканчивается скорейшей победой справедливости, чести и вкуса: Хассан оказывается на кухне мадам Мэллори, и не в холодильном отсеке.
Трейлер:
Широколезвийные и узколезвийные универсальные орудия
- Тип 7. Топоры с симметрично расширяющимся крупным лезвием. Режущая кромка клинка у такого оружия обычно значительно скошена к древку. Находят такие топоры большей частью на севере страны, что вполне логично, ведь они были заимствованы у скандинавов. Они были популярны у норманнских и англосаксонских пеших воинов, о чем сохранились некоторые документальные свидетельства. Но при этом подобный тип топоров активно использовался в быту, даже чаще, чем в боевых целях. На Руси подобное оружие часто находили именно в крестьянских погребениях.
- Тип 8. Очень напоминает тип 3-й, но конструкция обуха у него другая. Это устаревшая, мало применяющаяся в боевых условиях форма тяжелого топора-колуна. Такие инструменты были популярны в качестве оружия в V–IX веках, позже им на смену пришли более совершенные формы.
Классическая типология
Хотя на Руси и не было ярко выраженной классификационной разницы между этими видами оружия, все же можно выделить следующие виды боевых топоров.
- Орудия боевого назначения – топорики-молотки, клевцы, которые физически не могли использоваться в хозяйственных работах. Сюда же относят дорого украшенные топоры. Кстати, сохранилось всего 13 экземпляров подобного оружия, из них 5 были утрачены, 1 позже обнаружился в зарубежной коллекции.
- Малые топорики универсального назначения. Эти экземпляры выглядят как обычные рабочие топоры, просто уступают им в размерах. Форма и габариты подобных орудий уже были описаны выше.
- Массивные, тяжелые топоры преимущественно хозяйственного назначения. Воинами в качестве оружия употреблялись, очевидно, редко.
Упоминая об особенностях боевых топоров, сосредоточимся только на первых двух описанных их типах. Дело в том, что третий тип – это исключительно рабочее орудие. Различные версии алебард или гизарм включать в перечень тоже не стоит. Они, несомненно, относятся к ударно-рубящему оружию, но длина древка не позволяет считать их адекватной заменой топору.
Топоры исключительно боевого назначения
Классическая классификация А. Н. Кирпичникова разделяет боевые топоры на 8 типов.
- Тип 1. У этих топоров лезвие треугольное, узкое и вытянутое, иногда немного загнутое книзу. Щекавицы обуха треугольной формы, а молоточковая приставка в поперечном сечении всегда дает квадрат. Были распространены в X–XIIІ веках. Именно к этому типу относится чекан – самый популярный у воинов боевой топор на Руси. Именно чеканы обычно находят в дружинных захоронениях. Судя по исключительной многочисленности, эти топоры были не привозным дорогим оружием, а изготовлялись местными умельцами.
- Тип 2. Еще одна версия чекана. Лезвие у него длинное, трапециевидной формы, а на тыльной части обуха расположен узкий пластинчатый «клюв». Эта версия топора встречается только в захоронениях, датируемых X и первой половиной XI века. Аналогичные модели были обнаружены при раскопках на территории Латвии, Польши, Швеции и Венгрии.
- Тип 3. Боевого назначения топорик с узким лезвием, очень распространенный. Такие модели находили в погребениях X–XI веков по всей территории России. Очень много было извлечено из Владимирских курганов. А вот на севере страны этот тип топора особого распространения не получил. Учитывая количество топориков такого типа, найденных на территории России и других стран, и время их изготовления, можно сделать вывод, что эта модель была создана именно местными мастерами, и уже отсюда перекочевала в сопредельные государства.
Топор и меч – в чем разница?
Если говорить о сравнительных характеристиках меча и топора в равных условиях, в данном случае в пешем поединке, то у каждого из видов оружия есть свои преимущества и свои недостатки. У топора намного больше сила удара, он с легкостью прорубает латы, а вот меч с такой задачей вряд ли справится. Топор можно метать. К тому же это оружие намного дешевле. Не каждый воин сможет купить хороший меч. А вот топор, пусть и лишенный декоративных элементов, окажется по карману любому. Да и функций у этого вида оружия намного больше. Меч годится только для войны. Топор же можно использовать и по прямому назначению, то есть рубить и колоть дерево, а не противника. Кроме этого, топор сложнее испортить. Он не так щербится, как меч, да и значение подобные повреждения имеют небольшое. За это и ценили боевые топоры. Своими руками можно было заменить поврежденный обух, просто приладив подходящее древко. А вот чтобы привести в порядок меч, нужна кузница.
По сравнению с мечами боевые топоры имеют два основных недостатка. За счет центра тяжести, приходящегося на металлическую часть оружия, они менее маневренны. Но именно эта особенность конструкции придает удару топора сокрушительную силу. Но вот парировать нападение противника им сложнее, поэтому воины, предпочитающие этот вид оружия, практически всегда пользовались щитами. Да и на колющий удар топор не способен, а в бою это может оказаться серьезной проблемой. Выпад всегда происходит быстрее замаха, воин с топором в такой ситуации проигрывает в скорости противнику с мечом. После того как тяжелые, прочные латы вышли из употребления, последний вид оружия уступил место намного более легкой и стремительной шпаге. Точно так же отступили перед гораздо более маневренной техникой фехтования и боевые топоры. Викингов-мореплавателей, для которых дешевизна и практичность были решающими, оставалось не так уж и много. Но при этом наши предки все же использовали такое оружие.
Как выглядел боевой топор на Руси?
Так или иначе, это оружие на Руси было весьма популярно. Еще в письменных свидетельствах, датируемых VIII веком, есть упоминания об этом виде боевого снаряжения. Огромное количество найденных топоров было изготовлено в промежутке с IX по XIII век. Связано это было с технологическим скачком, пришедшимся на указанный период. Количество найденных в захоронениях и древних городищах топоров поражает. До наших дней дошло более полутора тысяч экземпляров. Среди них есть и очевидно боевые топоры, такие как чеканы, и универсальные, пригодные как для войны, так и для мирной работы.
Найденные экземпляры весьма разнятся размерами. Условно их можно разделить на двуручные и одноручные, так же как и мечи. Маленькие топоры в хозяйственном применении могли быть орудием бондарей и столяров. Большие же использовались плотниками и лесорубами.
Часто в фильмах боевые топоры изображаются огромными, практически неподъемными, с чудовищно широкими лезвиями. Это, конечно, очень эффектно смотрится на экране, но имеет мало общего с действительностью. На самом деле никто не стал бы использовать в бою такую бессмысленно тяжелую и неповоротливую махину. Найденные в дружинных захоронениях славянские боевые топоры достаточно компактны и отличаются небольшим весом. Длина рукояти такого оружия в среднем составляет около 80 см, длина лезвия варьирует от 9 до 15 см, ширина – от 10 до 12, вес – в пределах полукилограмма. И это вполне разумно. Такие габариты достаточны, они обеспечивают оптимальное сочетание силы удара и маневренности. Разрубить доспехи и нанести смертельную рану – на это вполне способны выполненные и в таких вот скромных, «некинематографичных» пропорциях боевые топоры. Своими руками создавать себе ненужные трудности, утяжеляя эффективное оружие? Ни один воин не станет делать подобной глупости. Более того, находки археологов доказывают, что дружинники пользовались и еще более легкими топориками, весом от 200 до 350 грамм.
Почему на Руси были популярны топоры
Боевые топоры викингов – это практически легенда. Нет ни одного фильма о суровых северянах, в котором не мелькала бы в кадре остро наточенная секира впечатляющих размеров. При этом в Европе в то же время пользовались большей частью мечами, а на Востоке – саблями. То есть территория, на которой увидеть в руках воина топор можно было с той же вероятностью, что и меч, была не так уж велика. Почему? Если старинный боевой топор был так плох, что им мало кто пользовался, то почему его вообще применяли? Оружие – не повод блеснуть оригинальностью. Тут не до внешнего эффекта, это дело жизни и смерти. А если топор был хорош в бою, то почему меч явно доминировал?
На самом деле нет оружия плохого или хорошего. Негодные орудия просто навсегда исчезают из употребления. Те несчастные, которые доверились посулам изобретателей, погибают, а остальные делают выводы. Оружие же, оставшееся в активном употреблении, по определению достаточно удобно и практично. Но оно остается таковым лишь в некоторых условиях. Не бывает универсального оружия, которое было бы уместным везде и всегда. В чем же заключаются преимущества и недостатки топора? Почему боевые топоры славян и норманнов не получили широкого распространения в Европе?
Прежде всего, следует отметить, что топор – это оружие пешего воина. Всаднику намного удобнее работать мечом или саблей в зависимости от ситуации. Именно поэтому мореплаватели-викинги так часто пользовались топорами, в отличие от европейской или восточной конницы. Русь, традиционно имевшая тесные культурные связи с северянами-викингами, не могла не перенять этих особенностей ведения боя. Да и пеших воинов на Руси было большое количество. Поэтому многие отдавали предпочтение именно боевому топору.
Боевые орудия в древнеславянских захоронениях
Рабочие топоры, служившие непременным атрибутом захоронения мужчин-русичей, были крупнее. Длина их была от 1 до 18 см, ширина – от 9 до 15 см, а вес достигал 800 г. Впрочем, нужно заметить, что классическое погребальное убранство как воина, так и мирного жителя на Руси предполагало его готовность не столько к битвам, сколько к долгому странствию по чертогам загробного мира. Вот и клали в курганы то, что могло понадобиться в походе. Топор же в этом плане оказывался незаменимым. Он мог выполнять функции и оружия, и инструмента одновременно.
Впрочем, можно и оспаривать теории о сугубо мирном или исключительно боевом применении конкретных топоров. Судя по чеканке и богатым украшениям, некоторые крупные экземпляры были явно статусным оружием – никто не стал бы наносить на инструмент для колки дров такие знаки отличия. Вероятно, это зависело от личных предпочтений и физических возможностей воинов.
Знаменитый арабский путешественник ибн-Фаддлан в своих записках отмечал, что встреченные им воины-русичи имели при себе мечи, топоры и ножи, и с этим оружием никогда не расставались.
Топоры, применявшиеся как в бою, так и для хозяйственных нужд
Такие топоры тоже считаются исключительно славянским изобретением: на территории России подобные находки датируются X веком, а зарубежные аналоги были созданы не ранее XI столетия, то есть на 100 лет позже.
- Тип 5. Тип топора со значительно оттянутым вниз лезвием и выраженной выемкой. Щекавицы имеют всего одну нижнюю зазубрину. Такие топоры были в обиходе в X и начале XII века. На севере Руси именно эти орудия пользовались исключительной популярностью, их обнаружено значительно больше, чем других моделей. И это вполне логично, потому что подобную форму клинка подарила русичам скандинавская культура. Боевых топоров такого типа там было много, они активно вошли в обиход лет на триста раньше.
- Тип 6. Отличается от описанной выше модели характерными двойными щекавицами. Поначалу эти топоры использовались как боевые (с X по XI столетие). Но их характеристики были значительно ниже, чем у 4-го типа, и уже к XII веку топоры стали преимущественно рабочими. Они были обычно не боевыми, а хозяйственными инструментами, именно поэтому обух крепился так надежно.
Прекрасная эпоха
-
Оценка
7,7 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
мелодрама, драма, комедия -
Страна
Франция, Бельгия -
В главных ролях
Даниель Отой, Гийом Кане, Дория Тилье -
Режиссёр
Николя Бедос -
Длительность
115 мин. / 01:55 -
Студия
uMedia Family -
Дата премьеры
20 мая 2019 -
Сценарий
Николя Бедос
Этот фильм прекрасен уже на уровне идеи: главный герой получает возможность реконструировать свое воспоминание о встрече с истинной любовью. Художник Виктор Дрюмон уже совсем немолод, отношения с женой не в идеальном состоянии — так почему-то не обратиться к мастеру, который воссоздает целые эпохи и обещает своим клиентам полное погружение в прошлое. Вывески, передники у официанток, фасады зданий, деревянные шкафы в номере отеля — в мире-реконструкции учитываются мельчайшие детали. Виктор решил отправиться в 1974-й — счастливейший год в его жизни, в день встречи с той самой женщиной, которая навсегда осталась в сердце героя. Главное, чтобы сам Виктор после путешествия в прошлое смог найти себе в силы вернуться в реальный мир.
Трейлер:
Французская трагикомедия, полная очарования и вдохновения. И со своей полочкой наград — фильм одержал три победы на премии «Сезар»: сценарий, работа художников-постановщиков и лучшая актриса второго плана у Фанни Ардан.
P. S. Нетрудно заметить, что в списке нет фильмов Вуди Аллена, хотя его «Светская жизнь» и «Полночь в Париже» — это стиль в каждом кадре. Нет и эстетических шедевров Уэса Андерсона, фильмы которого — это всегда праздник цвета и симметрии. Нет в списке и мрачной красоты фильмов Тима Бертона, в игноре зрелищные монтажные эксперименты Гая Ричи, в минусе фильмы Тома Тыквера («Парфюмер: история одного убийцы, »Облачный атлас», «Париж, я люблю тебя»). И не потому, что картины из подборки более красочные и визуально совершенные, просто у каждого из перечисленных режиссеров есть свой стиль и фильмография, достойная отдельного топа.
Какими бывают топоры
Прежде всего нужно определиться с терминологией. Как называется боевой топор того или иного типа? Секира, клевец, чекан, алебарда, глевия, гизарма, франциска… Строго говоря, все эти топоры – это насаженные на древко клинки, способные рубить. Но при этом они сильно разнятся.
Чекан, или клевец, – маленький топорик, у которого клинок выполнен в виде острого, похожего на клюв выступа. Удар этой частью оружия отличается исключительной силой. Качественным чеканом можно пробить не только латы, но и щиты. Со стороны обуха у него расположен небольшой молоток.
Топорик-чекан – отдельный вид оружия, прямой потомок скифской сагарисы. У него узкое лезвие и тоже молоток на обухе.
Секира – это не просто огромный топор. Это конструктивно другое оружие, иначе уравновешенное, поэтому техника боя секирой принципиально отличается от таковой при использовании топора. Лезвие у секиры обычно дугообразное, иногда оно может быть двусторонним.
Франциска – маленький метательный топорик, которым пользовались франки. Это родственник индейского томагавка. Длина рукояти франциски была не больше 80 см. Правда, существовали и крупные, не предназначенные для метания виды этого орудия, но о них помнят меньше.
Алебарда, гизарма, глевия – это своего рода гибриды топора и копья. Лезвие, напоминающее аналогичное у секиры, совмещалось либо с острием копья, либо с заостренным крюком и насаживалось на длинное древко. Если топор – оружие рубящего типа, то такие гибриды должны еще и колоть, а при необходимости даже цеплять, стаскивать противника с седла или крепостного вала.
Все эти типы холодного оружия использовались на Руси. Что-то было более популярно, что-то – менее. Стражников времен Ивана Грозного мы вообще представляем себе исключительно с алебардами, а к примеру, легендарных витязей – уже с огромными секирами. Мастера, изготавливая современные боевые топоры, по мере возможностей копируют эти классические образцы, обычно выбирая из них самые эффектные внешне. К сожалению, именно топор на человека, мало разбирающегося в холодном оружии, производит слабое впечатление из-за своей невзрачности. А ведь именно он был самым распространенным оружием средневековой Руси.
Меланхолия
-
Оценка
7 / 7,1 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
фантастика, драма -
Страна
Дания, Швеция, Франция, Германия -
В главных ролях
Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Александр Скарсгард -
Режиссёр
Ларс фон Триер («Танцующая в темноте», «Догвилль») -
Длительность
130 мин. / 02:10 -
Студия
arte France Cinéma -
Дата премьеры
18 мая 2011 -
Сценарий
Ларс фон Триер
Сюжет: две сестры готовятся к апокалипсису — Земля вот-вот столкнётся с голубой планетой Меланхолией. Космическая катастрофа раскрывает характеры главных героинь — Жюстин и Клэр. Первая в начале фильма представляется странно отстраненной на собственной свадьбе, вторая — рациональной и деятельной женщиной, которой хватает внутренних ресурсов на заботу о сыне и глубоко погруженной в себя сестре. Когда же на Землю падает холодный свет надвигающейся Меланхолии, Жюстин становится единственным островком принятия в хаотичном и тревожном мире предапокалипсиса. И теперь уже Клэр нуждается в ресурсе спокойствия своей сестры.
Фильм стоит смотреть ночью, когда вокруг тишина и уютный мрак, чтобы ничто не отвлекало от красоты изолированного мира, созданного Триером. Голубая вселенная не терпит шума и суеты, гипнотизирует своими холодными тонами и отстраненностью, обволакивает как рассветный туман и не дает мыслям выбраться из своей дымки. Короче, красиво очень. А Кирстен Данст вообще настолько точно сыграла отрешенность и холодность, что заслужила премию «Сатурн» и награду Каннского кинофестиваля как лучшая актриса. Европейская киноакадемия тоже не осталась равнодушна в эстетике Триера, и фильму присудили отдали статуэтки за операторскую работу, работу художников и за лучший фильм.
Трейлер:
Кролик Джоджо
-
Оценка
7,9 / 7,9 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
комедия, военный, история, драма -
Страна
Новая Зеландия, Чехия, США -
В главных ролях
Роман Гриффин Дэвис, Томасин МакКензи, Скарлетт Йоханссон -
Режиссёр
Тайка Вайтити -
Длительность
108 мин. / 01:48 -
Студия
Fox Searchlight Pictures -
Дата премьеры
8 сентября 2019 -
Сценарий
Тайка Вайтити, Кристин Люненс
Может ли быть веселой и красивой история о мальчике из Гитлерюгенда, разговаривающего с воображаемым фюрером в попытках заменить образом диктатора не вернувшегося с войны отца? Может, если эту историю режиссирует Тайка Вайтити и если он же играет воображаемого Гитлера. Йоханнес Бетцлер — очень серьезный десятилетний мужчина, которого мама называет Джоджо. Амбиции у Йоханнеса не менее серьезные, чем имя: мальчик планирует вырасти и стать телохранителем фюрера. Эту идею очень поддерживает сам диктатор — самый близкий друг Джоджо, пусть и выдуманный. Конечно, Йоханесс не из тех, кто мечтает, но ничего не делает: чтобы скорее стать настоящим фашистом, герой отправляется в лагерь младшей группы Гитлерюгенда, где стабильно не справляется ни с одним нормативом. Но Джоджо не отчаивается, и воображаемый Гитлер подбадривает мальчика не сдаваться. Мир Джоджо понятен и просто: фюрер — хорошо, все, что он говорит — правда, законы нерушимы. К счастью, мама Йоханесса живет в мире более сложном и пытается заложить в беловолосую, кудрявую и наивную голову сына здравые мысли о том, что насилие — это плохо, ненависть неоправдана, а путь силы ведет в тупик. Джоджо сопротивляется долго здравому смыслу, и его ярко-голубые щенячьи глазки часто зажигаются презрением ко всему и всем неугодным фюреру. Но однажды мальчику приходится всерьез усомниться в идеях своего воображаемого друга: в доме Йоханесса и его мамы появляется девочка-еврейка. Вопреки ожиданиям Джоджо, гостья оказывается вовсе не отвратительным монстром, а милой, напуганной и сильно уставшей девочкой, которая нуждается в защите и друге. А Джоджо, на радость маме, оказывается настоящим мужчиной, способным дать справиться с собственным страхом и принимать решения, которые иногда не могут принять даже взрослые.
Трейлер:
Ода человечности от Тайки Вайтити вышла очень стильно снятым кино: цвета, симметрия, яркие детали, костюмы и грим — в каждом кадре чувствуется кропотливая работа создателей. А ещё фильму удается в местами комедийной и доступной детям форме говорить об очень непростых вещах, и при этом ничего оскорбительного и неуважительного в посылах картины и шутках нет. А вот исторические неточности в финале, возможно, потребуют комментария для юных зрителей, что, впрочем, не мешает ленте в целом оставаться отличным антивоенным фильмом для всей семьи. Заслуженный «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.