Жизнь и быт древних славян

Топоры варваров эпохи древнего Рима

Во времена владычества древнего Рима основным оружием варварских племён тоже был топор. Среди варварских племён Европы не было жёсткого разделения на сословия, каждый мужчина был воином, охотником и земледельцем. Топоры использовались и в быту, и на войне. Однако существовал в те времена весьма специфический топор –  франциска, который использовался только для боя.

Впервые столкнувшись на поле боя с варварами, вооружёнными францисками, непобедимые легионеры поначалу терпели поражение за поражением (впрочем, римская военная школа быстро выработала новые способы защиты). Варвары с огромной силой швыряли свои топоры в легионеров, а оказавшись на близком расстоянии рубили ими с огромной скоростью. Как оказалось, франциски у варваров были двух типов:

  • Метательные, с более короткой рукояткой, к которой часто привязывали длинную верёвку, позволяющую притянуть оружие обратно;
  • Франциска для ближнего боя, которая использовалась как двуручное или одноручное оружие.

Само название «франциска» напоминает, что этот боевой топор использовало германское племя франков. Каждый воин имел несколько топоров, а франциска для ближнего боя являлась бережно хранимым оружием и гордостью своего хозяина. Многочисленные раскопки захоронений богатых воинов свидетельствуют о высоком значении этого оружия для хозяина.

Разновидности топоров

Рассмотрим вариации топоров:

  • Колун – тяжелый конусообразный топор. Из-за большого веса хорошо подойдёт для рубки крупных, твёрдых пород дерева.
  • Столярный – небольшого веса и размера, имеет заострённое лезвие. Используют при внимательной, точной, аккуратной работе с древесиной.
  • Таёжный – подходит для сруба деревьев, заготовки деревьев, сооружения хижины, удаления коры, сучьев.
  • Цалда – предназначен для чистки территории от кустарников.
  • Кухонный (поварский) – предназначен только для рубки костей. Из себя представляет небольшой топорик, с короткой ручкой и крупным «лезвием».
  • Лесорубский – применяют лишь для рубки деревьев. Состоит с длинного топорища и широкого, острого лезвия.

Из всех приведённых видов нужнее и полезнее всех таёжный топор.

Отличительные черты таёжного топора:

  • Небольшой вес.
  • Маленькая площадь колющей поверхности (даёт возможность максимально глубоко вогнать его в древесину).
  • Специфическая заточка лезвия (задний край намного меньший, тоньше чем передний.

Управление

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться.

Кровнородственную общину сменила соседская (территориальная) община — вервь. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.

Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел.

Вопросы, требовавшие согласования всех общин, решались на племенном вече, а проблемы, касавшиеся всех племён, выносились на обсуждение представителей племён.

У восточных славян не было специальных отрядов профессиональных воинов. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

Кольчуга

Викинги большую часть жизни проводили в сражениях и, следовательно, знали, что раны часто воспалялись, а лечение было не всегда квалифицированным, что влекло столбняк и заражение крови, а зачастую и смерть. Именно поэтому доспехи помогали в суровых условиях выжить, но позволить себе их носить в VIII-X вв. могли лишь состоятельные воины.

Кольчугу с короткими рукавами и длиной до бедра носили в VIII веке викинги.

Одежда и оружие разных сословий значительно отличались. Простые воины для защиты использовали кожаные куртки и нашивали костяные, а позже металлические пластины. Такие куртки были способны отлично отразить удар.

Виды древнерусских боевых топоров: Типы I, II, III

Топоры-чеканы

Чеканами называются старинные виды оружия в виде насаженного на рукоять топорика с молоточком на другом конце. Вероятно, хорошо сбалансированная форма чеканов, позволяющая наносить точные удары, была позаимствована у кочевников: баланс обеспечивался противовесом обуха по отношению к лезвию. Чеканы имели длинные узкие треугольные лезвия с выемкой в виде полумесяца и обух в виде молоточка, что позволяло наносить удары любой стороной топора.

Молотовидные виды обуха отличались деталями: они могли иметь квадратную или круглую форму сечения, щекавицы (небольшие отростки по краям обуха) были округлыми или заострённо-треугольными, с наличием грибовидной шляпки на молотке или без неё. Эти детали помогали установить датировку изделия и место его изготовления. Так, лезвия с полулунной выемкой относились к X-XI векам, продолговато-треугольной формы – к X-XIV векам, мысовидные щекавицы появились в X-XIII веках.

Самым ярким примером чекана является топорик, который предположительно принадлежал князю Андрею Боголюбскому; в описи древнерусского оружия он значится как «владимирский топорик». Его особенность – богатые украшения из драгоценных металлов и черни и декоративный орнамент по мотивам древнерусских былин, включающий древо жизни и дракона, пронзённого мечом. На древнерусское происхождение топорика указывает особенность написания буквы «А», начертанной на проушине (отверстии для рукоятки).

Чеканы с лезвием в виде трапеции и обухом с пластинчатым выступом

Некоторые исследователи называли данный тип «двусечными», с чем не был согласен А.Н. Кирпичников, указывая, что выступ на обухе не был заострённым и не мог быть равным лезвию. Это один из самых ранних видов топоров, найденных на территории Руси – они датируются X-XI веками. Более поздние находки на древнерусской земле не были найдены, но их обнаружение в Скандинавии и Восточной Европе показывает, что данный вид чеканов из Руси распространился на соседние государства.

Топоры с узкими лезвиями, вырезным обухом и верхними и нижними щекавицами

Принадлежность данного типа топоров или секирок только к боевому оружию определена по их обнаружению в дружинных погребениях. Территория распространения секир была обширной, за исключением северных земель Древней Руси. Хотя данный тип оружия получил распространение и за пределами Руси, исследователи считают несомненным их русское происхождение.

Своеобразие находок, относящихся к данному типу оружия, включает их орнаментирование. Так, на бронзовых частях староладожского топорика IX- X веков изображены львы и грифоны; на сибирском топорике XII века – крины и львиные маски. Известный советский археолог Г.Ф. Корзухина (1906-1974) на обухе староладожского топорика заметила сохранившееся изображение лап зверя, цельный вид которого не удалось установить. Учёные связывают изображение зверей на оружии, найденного на северо-западе, с влиянием финского эпоса «Калевала».

Происхождение

Вопрос происхождения восточных славян интересен. Это наши с вами история и наши с вами предки, первые упоминания о которых датируются началом нашей эры. Если говорить об археологических раскопках, то ученые находят артефакты, указывающие, что народность начала формироваться еще до нашей эры.

Все славянские языки относятся к единой индоевропейской группе. Ее представители выделились как народность примерно в 8-ом тысячелетии до нашей эры. Обитали предки восточных славян (и многих других народов) у берегов Каспийского моря. Примерно во 2-ом тысячелетии до нашей эры индоевропейская группа распалась на 3-и народности:

  • Прогерманцы (германцы, кельты, романы). Заполнили Западную и Южную Европу.
  • Балтославяне. Селились между Вислой и Днепром.
  • Иранские и индийские народы. Расселились по территории Азии.

Примерно в 5-ом веке до нашей эры Балтославяне разделяются на Балтов и Славян, уже в 5 веке нашей эры славяне, если кратко, делятся на восточных (восточная Европа), западных (центральная Европа) и южных (Балканский полуостров).

Происхождение восточных славян

На сегодняшний день к восточным славянам относятся: русские, белорусы и украинцы.

Вторжение племен гуннов на территорию Причерноморья в 4 веке уничтожило государство греческое и скифское. Многие историки называют этот факт первопричиной будущего создания древнего государства восточными славянами.

Особая группа топоров (типы VII, VIII)

Топоры с узким симметричным лезвием без выемок и с облегчённым обухом (колуновидные)

По своей конструкции данный тип отличался от предыдущих: к числу распространённых относились топорики с облечённым обухом, ширина лезвия у которых равнялась примерно трети высоты, а длина лезвия была в два раза больше его ширины. Щекавицы на них отсутствовали, а обух в виде желобка вытягивался вдоль топорища. Боевые топоры этого типа с декоративными украшениями были найдены археологическими экспедициями у Райковецкого поселения и близ Костромы. Большое количество оружия данного вида относилось к домонгольскому периоду, что подтверждено раскопками городов, погибших при монгольском завоевании.

А.Н. Кирпичников отмечал, что разработанная им типология топоров не исчерпывала всего множества находок, и рекомендовал продолжить исследования.

Таким образом, различные виды топоров, которыми пользовались древнерусские воины, относились как к заимствованным видам, так и к русским изобретениям. К русским, самостоятельно созданным образцам, относились топоры с узкими лезвиями (секирки) с оттянутым книзу лезвием, удлинённым обухом и двумя парами щекавиц (типы III и IV).

С течением времени произошло изменение роли древнерусского топора в качестве боевого средства: если в X веке топор был основным видом оружия для пеших воинов, то в последующее время в связи с возрастанием значения конницы топор уступил свое первенство более совершенному оружию, но не исчез совсем.

Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла

Происхождение и расселение славян повлияло на род их деятельности. Славяне в большинстве своем вели оседлую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством, что оказало заметное влияние на область расселения восточных славян. Земледелие велось двумя способами:

  1. Подсечно-огневым. Вплоть до начала IX века при обработке земли пользовались подсечно-огневым методом. Суть его заключалась в вырубке или выжигании леса для освобождения земли под поле. Образовавшиеся пни выкорчевывались, землю вспахивали и засеивали. Поле использовалось для высадки культурных растений вплоть до момента, когда почва начинала истощаться. Плохой урожай становился сигналом для смены поля. Происходило это примерно спустя 5-6 лет. При этом старое поле забрасывалось и зарастало кустами и деревьями, а процесс выкорчевки леса для подготовки новой пахоты повторялся. Этот метод был чрезвычайно неудобным. На подготовку нового поля уходил не один месяц. Приходилось задействовать труд всей патриархальной семьи, обычно состоявшей не менее чем из 20-30 человек. Метод был опасен, так как распространяющийся при сжигании деревьев огонь не всегда можно было контролировать. По мере расселения славян в Восточной Европе и появления новых оружий труда этот метод земледелия переставал использоваться.
  2. Переложным. Этот метод земледелия простой и менее затратный. Обработанное и использованное под выращивание растений поле не забрасывалось после истощения почвы. Его не засеивали, давая земле отдохнуть, но роста сорняков и кустарников не допускали. Пока одно поле находилось под «паром» (не засеянным) второе вскапывали и засеивали. По мере истощения почвы поля меняли местами.

Происхождение и расселение славян в Европе, начиная с 9 века, изучено достаточно подробно. Найдены орудия труда, пути сбыта товаров. Известно, что для обработки земли пользовались деревянной сохой с железными наконечниками или ралом с железными лемехами. По мере развития земледелия появился плуг, в который запрягали лошадей или быков. Выращивали злаковые и овощи.

Скотоводством занимались в основном на равнинах и в степях. Выращивали коров, коз, свиней, овец и лошадей. Последних использовали в качестве тяговой силы, а также средства перемещения (верхом на лошадях ездили воины).

Крестьянин вспахивает поле 

Занятия ремеслом играли важную роль в жизни славян. Вне зависимости от племенной принадлежности, они делали оружие, орудия труда, посуду и украшения. Практически каждая женщина в племени умела прясть и ткать. Плотники, резчики по дереву и кости были в каждом доме. Мастера умело выделывали кожу, шили обувь, ковали мечи и доспехи. Украшения (серьги, браслеты, перстни, бусы) делали из кости или металла (серебро, золото, медь). Дреговичи умели делать бусы из металла с крупной зернью, пользовавшиеся большим спросом у соседей.

Посуда в большинстве своем была сделана из глины. Она обжигалась в горне, украшалась насечками, наколами и налепами. До X в. практиковалась ручная лепка, но с появлением гончарного круга процесс автоматизировался. Это привело к появлению настоящих мастеров своего дела, умевших придать своим изделиям необычную форму и размеры.

Охоте, рыболовству, собирательству и бортничеству (сбору меда из ульев диких пчел) также отводилось немало времени. Род деятельности по-прежнему был связан с половым и возрастным разделением. Так, женщины ткали и пряли, собирали ягоды, вели домашнее хозяйство.

Молодые мужчины осваивали гончарный круг, становились кузнецами, бортниками, охотниками, рыболовами. Свой вклад вносили и дети. Они собирали грибы и ягоды для заготовки на зиму.

Значительное место в жизни славян отводилось торговле с соседними племенами. Своих денег не было, потому использовали деньги, изготовленные в других странах. Практиковался и натуральный обмен ресурсами по принципу «ты — мне, а я – тебе».Расселение племен восточных славян и поспешное занятие ими ранее пустовавших земель, способствовало образованию новых взаимовыгодных торговых союзов.

Религиозные верования

До принятия христианства описываемый народ относился к язычникам, почитающим не только определенных божеств, но и духов природы, а также животных. Отличительной чертой славянских религиозных культов является тот факт, что они часто не выделяли отдельных богов, а поклонялись духам в целом. К примеру, в лесу, по верованиям древних племен, обитало огромное количество божеств. Поэтому, отправляясь на охоту либо собирать лесные дары, наши предки обращались сразу ко всем, прося их милости и защиты.

Примечательно, что славяне верили и в демонов. Однако в их представлениях они не являлись злобными сущностями. Древние народы считали, что демоны – это всего лишь души животных, растений и камней. Они могут жить в определенных предметах, но при необходимости выходят из них и путешествуют по миру.

Тотемизм или почитание прародителя-животного тоже было широко распространено в племенах. Особенно важен этот культ был для западных славян. Каждое племя выбирало свое тотемное животное и поклонялось ему, однако убийство священного зверя не считалось чем-то преступным. Данный факт является существенным отличием между славянским тотемизмом и тем видом, который он в дальнейшем принял, к примеру, в Египте. Интересно, что некоторые историки считают легенды об оборотнях, столь распространенные в Европе, результатом влияния подобных культов. Многие славянские общности почитали волков и во время ритуальных мероприятий надевали их шкуры. Порой обряд требовал передвижений в таком виде по местности, что, естественно, смотрелось дико и даже ужасающе для случайных путников.

В язычестве западных славян было принято служить богам на специально сооруженных местах, где устанавливались идолы. Капища, как их называли, устраивались в основном на холмах, которые отлично просматривались со всех сторон. Рядом располагалось место для жертвоприношений или требник. Языческие культы всегда подразумевают приношение в жертву животных во время обрядового служения.

Западные славяне после своего окончательного оформления в обособленную общность немного видоизменили капища. Они стали строить их закрытыми и помещали внутрь всех идолов одновременно. Примечательно, что входить в это подобие храма могли только волхвы. Рядовые члены племени имели возможность присутствовать при некоторых ритуалах рядом с капищем, но большая часть обрядов была скрыта от посторонних глаз.

Боги западных славян мало чем отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. И это вполне закономерно, ведь у всех славян был общий пантеон богов. Хотя каждое племя отдельно почитало своего идола, считающегося покровителем именно этой общности. Если обратиться к классификации божеств, то можно сказать, что они делятся на три группы:

  • высшие;
  • средние;
  • низшие.

Подобное разделение соответствовало пониманию мироустройства, согласно которому наш мир состоит из трех уровней: Явь, Правь и Навь.

Топор и меч – в чем разница?

Если говорить о сравнительных характеристиках меча и топора в равных условиях, в данном случае в пешем поединке, то у каждого из видов оружия есть свои преимущества и свои недостатки. У топора намного больше сила удара, он с легкостью прорубает латы, а вот меч с такой задачей вряд ли справится. Топор можно метать. К тому же это оружие намного дешевле. Не каждый воин сможет купить хороший меч. А вот топор, пусть и лишенный декоративных элементов, окажется по карману любому. Да и функций у этого вида оружия намного больше. Меч годится только для войны. Топор же можно использовать и по прямому назначению, то есть рубить и колоть дерево, а не противника. Кроме этого, топор сложнее испортить. Он не так щербится, как меч, да и значение подобные повреждения имеют небольшое. За это и ценили боевые топоры. Своими руками можно было заменить поврежденный обух, просто приладив подходящее древко. А вот чтобы привести в порядок меч, нужна кузница.

По сравнению с мечами боевые топоры имеют два основных недостатка. За счет центра тяжести, приходящегося на металлическую часть оружия, они менее маневренны. Но именно эта особенность конструкции придает удару топора сокрушительную силу. Но вот парировать нападение противника им сложнее, поэтому воины, предпочитающие этот вид оружия, практически всегда пользовались щитами. Да и на колющий удар топор не способен, а в бою это может оказаться серьезной проблемой. Выпад всегда происходит быстрее замаха, воин с топором в такой ситуации проигрывает в скорости противнику с мечом. После того как тяжелые, прочные латы вышли из употребления, последний вид оружия уступил место намного более легкой и стремительной шпаге. Точно так же отступили перед гораздо более маневренной техникой фехтования и боевые топоры. Викингов-мореплавателей, для которых дешевизна и практичность были решающими, оставалось не так уж и много. Но при этом наши предки все же использовали такое оружие.

Примечания

  1. Sarnowska W. Miesze wszesnosredniowieczne w Polsce // Swiatowit. Warszawa, 1955. T. 21. S. 276-323.
  2. Volkaitė-Kulikauskienė R. IX-XII amžių kalavijai Lietuvoje // Iš lietuvių kultūros istorijos. IV. Vilnius, 1964. Vol. 4. P. 197-226.
  3. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Вып. 1. Мечи и сабли IX – XIII вв.
    М.-Л. 1966. С. 62. 
  4. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Вып. 1. Мечи и сабли IX – XIII вв.
    М.-Л. 1966. Табл. 9.  
  5. А. Н. Кирпичников, В. П. Коваленко. «Орнаментированные и подписные клинки сабель раннего средневековья (по находкам в России, на Украине и в Татарстане)». 1993.
  6. Толмачёва М. М. «Технология изготовления салтовских сабель».
  7. Панченко Г. Луки и арбалеты в бою. — Эксмо, 2010. — 336 с. — ISBN 978-5-699-41276-1.

Боевой топор и меч: сравнение

Меч в понимании людей прочно укрепился как воинский атрибут. Во многих сказках и фильмах именно им зачастую сражается воин.

Для владения мечом требовались годы упорных тренировок.

Поэтому им могли профессионально владеть люди, ремеслом которых являлась война. Для ополченца: крестьянина или ремесленника, который сорвался с земли на войну, предпочтительнее был дешевый в изготовлении и простой для атаки топор.

Конечно, имеется ввиду одноручный топор — с двуручным хорошо управляться мог лишь настоящий богатырь.

Существовала даже тактика, когда плотный строй разбивали несколько могучих воинов с двуручными топорами, пробивая брешь для союзников.

Удар топора требовал большого замаха — иначе пробить броню было маловероятно. Мечом проще наносить быстрые колющие удары.

Весом они не отличались, поэтому вряд ли рубящий удар мечом занимал меньше времени, чем нанесение увечий топором.

Мечом было удобно защищаться, тогда как топор подходил для сокрушительных смертельных атак, но в качестве защиты воину приходилось уклоняться, полагаться на доспехи или прикрываться щитом.

Общественный строй у древних славян.

Как и у германцев, у древних славян господство вал первобытнообщинный строй. Славяне жили родовыми общинами во главе со старейшинами.

В VI-VII веках родовой строй у славян начинает разлагаться, и родовые общины распадаются набольшие семьи. Такая семья состояла из нескольких десятков родственников, происходивших от общего предка и живших в одном большом доме или группе домов, стоявших рядом. Возглавлял большую семью старший по возрасту. Члены её сообща владели имуществом и сообща трудились. Постепенно большие семьи начали распадаться на малые. Войны, переселения в другие районы, переход на новые земельные участки превращали деревню в коллектив уже не родственников, а простых соседей. Как и у германцев, родовая община превращалась у славян в соседскую.

Несколько общин составляли племя. Вожди племён сначала выбирались на общем собрании воинов — вече. Вече решало вопросы войны и мира, местожительства, разбирало споры.

Между племенами постоянно велись войны. Пленных, захваченных на войне, славяне обращали в рабов. Хотя пленники не оставались в рабстве всю свою жизнь и через несколько лет отпускались на волю, они всё же обогащали своих хозяев. Особенно быстро обогащались получавшие большую часть военной добычи вожди. Опираясь на силу дружинников, военные вожди постепенно подчиняли себе племя. Они не считались теперь с решениями веча и стремились править единовластно. Такие правители назывались у славян князьями.

Со временем князья начали передавать свою власть по наследству. Наиболее сильные из них подчиняли себе уже не одно, а несколько племён и играли теперь такую же роль, как короли в Западной Европе.

Таким образом, к IX веку первобытнообщинный строй у славян пришёл в упадок. Князья и военная знать (дружинники) постепенно захватывали всю власть в свои руки, а простой народ становился бесправным. На смену первобытнообщинному строю шёл феодальный.

Топоры исключительно боевого назначения

Классическая классификация А. Н. Кирпичникова разделяет боевые топоры на 8 типов.

  • Тип 1. У этих топоров лезвие треугольное, узкое и вытянутое, иногда немного загнутое книзу. Щекавицы обуха треугольной формы, а молоточковая приставка в поперечном сечении всегда дает квадрат. Были распространены в X–XIIІ веках. Именно к этому типу относится чекан – самый популярный у воинов боевой топор на Руси. Именно чеканы обычно находят в дружинных захоронениях. Судя по исключительной многочисленности, эти топоры были не привозным дорогим оружием, а изготовлялись местными умельцами.
  • Тип 2. Еще одна версия чекана. Лезвие у него длинное, трапециевидной формы, а на тыльной части обуха расположен узкий пластинчатый «клюв». Эта версия топора встречается только в захоронениях, датируемых X и первой половиной XI века. Аналогичные модели были обнаружены при раскопках на территории Латвии, Польши, Швеции и Венгрии.
  • Тип 3. Боевого назначения топорик с узким лезвием, очень распространенный. Такие модели находили в погребениях X–XI веков по всей территории России. Очень много было извлечено из Владимирских курганов. А вот на севере страны этот тип топора особого распространения не получил. Учитывая количество топориков такого типа, найденных на территории России и других стран, и время их изготовления, можно сделать вывод, что эта модель была создана именно местными мастерами, и уже отсюда перекочевала в сопредельные государства.

Кельтский топор фото: 10 фото

В древние времена в Западной и Центральной части Европы проживали племена – Кельты. Сейчас многие британцы считают себя их потомками. Их основным оружием был – топор, сейчас очень часто находят в раскопках именно их топоры на местах военных сражений.

Вот такой формы были их топорики.

Ручки на этих топорах уже изготовили в наше время.

Медный топор Кельтов – весьма редкая находка.

Бронзовый топор Кельтов – самый распространенный.

Вот еще один из видов топора найденных в раскопках.

Вот основных 3 вида Кельтских топоров.

Это уже сделанный топор в наше время и носит название – «Кельтский Т1»

Отреставрированный топор одним из мастеров России.

Весьма интересная модель топорика Кельтов.

Отлично изготовлен данный топор.

Читать полностью (ссылка)

Лук

Наконечники стрел

Лук со стрелами, важнейшее оружие, которое широко употреблялось на Руси. Практически все более или менее значительные битвы не обходились без лучников и начинались с перестрелки. Если наконечников стрел найдено несколько тысяч, то арбалетных болтов лишь около 50. В основном применялись качественные сложные луки. Обычно они состояли из двух плеч, прикреплённых к рукояти. Плечи склеивались из разных пород дерева, обычно из берёзы и можжевельника, склеенные чрезвычайно вязким рыбьим клеем. Их длина обычно была более метра, а форма близка к М-образной, с плавными перегибами. Довольно широко применялись и более сложные луки, одним из элементов которых были костяные накладки, иногда и китовый ус. Самострелы были известны на Руси по крайней мере с XII века, но широкого боевого применения не получили, так как не выдерживали конкуренции с мощным сложным луком ни по эффективности стрельбы, ни по скорострельности. Их луковища иногда делали, как и луки, композитными. XIII веком датируется поясной крюк для натягивания тетивы арбалета из Изяславля. Диск из Вщижа, ранее ошибочно принятый за шестерню механизма натяжения арбалета, в действительности использовался для нанесения узоров на глиняную посуду. Тетивы обычно изготавливались из хорошего шёлка или сухожилий и отлично подходили для влажного и прохладного климата. Иногда тетивы изготавливали из “кишечной струны” – особым образом обработанных кишок животных. Были и тетивы из сыромятной кожи, должным образом обработанная, такая тетива позволяла стрелять из лука и во влажную погоду. Для стрельбы из луков использовались различные стрелы — бронебойные, срезни, томары и другие. Вопреки распространенному мнению, зажигательные стрелы почти не применялись. Средняя длина стрел составляла 75—90 см. Перьев на стрелах бывало от двух до шести. Лучшими считались перья орла, грифа, сокола и морских птиц, однако в зависимости от доступности применялись и другие – от кукушечьих до лебединых, причём у одних птиц брали хвостовые перья, у других – из крыла. Подавляющее большинство наконечников были черешковыми, однако были и втульчатые. Они делались из железа или стали и были разнообразной формы. Трёхлопастные и плоские широкие наконечники применяли против бездоспешных противников; двушипные застревали в теле и осложняли рану(однако они были очень редки); срезни отличались широким режущим наконечником и включали много разновидностей; шиловидные пробивали кольчуги, а гранёные и долотовидные — пластинчатый доспех; применялись и стрелы с тупым наконечником – т.н. “томары стрельные” – на охоте за пушным зверем. Арбалетные болты отличались меньшей длиной и более тяжёлым наконечником.

Популярные темы сообщений

  • Ориентирование на местности

    Когда нет ни карты не компаса, как определить местоположение? Для этого существует такая дисциплина как ориентирование на местности. Если человек владеет данными знаниями, то они могут пригодиться на отдыхе, а иногда и в критической ситуации спасти

  • Вавилонская башня (краткая история)

    Согласно приданию Вавилонская башня была воздвигнута при царе Набупалассаре в городе Вавилон («Врата богов») где-то около 1900 – 1600г. до н.э. По Христианкой версии он был построен после Великого потопа. Этот город действительно существовал,

  • Колосс Родосский чудо света

    В древнем мире известно семь классических чудес, представлявших собой великие творения мастеров, поражающие наше воображение монументальностью и изяществом. Особенно хочется отметить великолепное архитектурное сооружение античного

  • Бурый медведь

    Бурый медведь является самым известным лесным хищником нашей страны. Упоминания о буром медведе можно встретить практически в любой русской народной сказке.

  • Дерево (Вяз)

    Вяз относится к деревьям семейства Ильмовые. Родиной дерева считается Азия. Откуда оно и распространилось в Сибирь и Поволжье, на Урал и Кавказ, и в некоторые страны Европы. Встречается в смешанных лесах,

Легенда о происхождении Секиры Перуна

Как и всякий другой славянский символ, Сокира Перуна имеет свою историю происхождения. Подобные истории скорее можно отнести к легендам, ведь сведения о них весьма неточны и обрывочны. Согласно преданиям, громовержец использовал секиру в поединке со Змеем, образ которого вполне мог принять бог Велес.

Чаще всего в исторических источниках говорится, что причиной конфликта между богами было поглощение Змеем солнечного света. Но существуют также версии о воровстве скота и похищении жены Перуна. Последнее перекликается с образом библейского змея-искусителя. Это наводит на мысли о том, что славянская легенда послужила в качестве первоисточника для книги Бытия.


Бог Перун – повелитель грома и молнии у древних славян.

Повелитель молний одержал победу над Змеем, впоследствии чего оружие бога, с помощью которого он сражался, получило небывалую силу. Из обычного боевого оружия секира превратилась в один из атрибутов Перуна, который стали носить в качестве нательного оберега.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Декор и хобби
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: