Как прошить обувь своими руками?
Умение управлять сапожным шилом дается не каждому, но позволяет чинить обувь самостоятельно, без обращения к сапожнику. Нужно ли заваливать себя такой работой или доверить ее профессионалам? Согласитесь, что иногда просыпается желание поработать самостоятельно, попробовать собственные возможности в разных сферах.
Известно, что знания не тяжел. Намного труднее приобрести умения. Если вы готовы приступить к обучению, мы расскажем, как прошить обувь своими руками? Возьмите себя в руки и постигайте знания ремесленника до конца.
Подготовка к прошиванию
Самый трудный процесс становится легким, если четко представлять, из каких этапов он состоит.
Сапожные дела — не исключение. Если вы никогда не видели, как это происходит, покажется сложно. Но прочитав статью, вы увидите, что все действия знакомы и остаётся их только закрепить на практике.
Первым делом подготовьте инструментарий. Вам понадобится:
капроновая нить;шило;вязальный крючок;смола;
мел или кусок сухого мыла.
Первым делом выбирайте нить. Она должна быть прочной, поэтому для сапожных целей продаются капроновые нити толщиной 0,5-1 см. Кроме капроновой нити используйте шнур, разделив его на несколько отдельных нитей. Для шитья подходит бечевка длиной до 50 см. Слишком большой отрез увеличит время работы, так как с ней неудобно управлять.
Вам понадобится инструмент — шило. С его помощью проделывают отверстия. Вместо шила допустимо использовать отвертку. Только подбирайте подходящий диаметр — до 0,4 см в диаметре. Заточите острие на 1,2-2 см, чтобы процесс прокалывания не приносил трудностей.
Крючок — еще один инструмент, который необходим для протягивания нити. Его размеры зависят от типа обуви. Для толстой подошвы требуются сапожные крючки больших размеров. Чтобы восстановить разошедшиеся швы в верхней части обуви, воспользуйтесь специальными, вязальными крючками.
Тренируемся прошивать обувь
Перед главной работой потренируйтесь на старой обуви, или толстом куске картона. Определите для себя, где у картона лицевая сторона, а где нижняя.
Используйте подметку старого тапка, чтобы оценить реальные масштабы действий.
Почистите обувь и проведите мелом линию предполагаемого шва. Для этого отступите от края изделия до 5мл. Так вы предотвратите преждевременное истончение нити. Берите подготовленную нить и сложите ее один раз. Соедините концы, чтобы они совпали. Так как нить должна находиться в левой руке, положите ее влево. Для правши данный закон действует с обратной противоположностью.
Поместите в левую руку кусок картона или подметку, правой рукой возьмите шило. Проделайте отверстие в месте, где, по вашему мнению, должен начаться шов. Загонять шило следует под углом в 45 градусов. Выходному отверстию следует находиться на подошве
Во время прокалывания следует осторожно убирать руку с линии хода шила. Так вы предотвратите появление травм
Проделав отверстие, вытяните шило и просуньте в дырку вязальный крючок. Проводите его по той же проекции, что и шило. После того, как действующая часть крючка попадет на оборотную сторону проколотой плоскости, берите нить в средней части на месте поворота в левую руку и наденьте петлю на крючок. В это же время пытайтесь правой рукой вытянуть крючок вместе с петелькой из подметки или картонки. Вытяните нить на 1 см., и отцепите крючок.
Аккуратно протяните через отверстие одну половину нити. В результате у вас два конца должны находиться по обе стороны рабочей плоскости. Проверить это можно так: возьмите нить за два конца двумя руками и разведите руки в стороны. Подошва останется висеть посередине.
Наступило время выполнить первый стежок. Проделайте второе отверстие на расстоянии 6-8 мл от первого.
Отверстие делайте на заранее прочерченной линии предполагаемого шва.
Проведите крючок в проделанное отверстие. Из одной половинки капроновой нити сверните петлю, и зацепите за ее изгиб крючок и вытяните петлю в 1 см на противоположную сторону. Уберите крючок и протяните через петлю свободный конец нити, расположенный на стороне петли. Протяните нить через вытянутое отверстие. Затяните петлю. Для этого возьмите часть, которая находится с противоположной части петли и потяните до полного исчезновения петельки.
Окончательную фиксацию выполняйте, держа одновременно за два кончика нити. Делайте так, чтобы стежок был туго стянут, а сама петля располагалась с толще подметки. Следите, чтобы петля не располагалась по внешней или внутренней стороне.
Если она будет с внешней — стежок выглядит неэстетично. Если с внутренней — нитка быстро порвется и шов разойдется. Аналогичным образом поступайте со вторым, третьим и последующими стежками. На заключительном этапе выполните 3-5 стежков в обратном движении, чтобы зафиксировать шов и предотвратить его распускание. В качестве альтернативы можно завязать нити на узел и прижечь концы спичками.
Этапы ручной прошивки
Рубцевание, штрихование – процесс выдавливания линий, которая будет ориентиром при проделывании дырок для сшивания. Можно прибегнуть и к циркулю, если рядом нет нужного инструмента.
Проделка отверстий – они, как правило, пробиваются на поверхности кожи с помощью резинового молотка или накалывающего устройства. Цель его – наметить места, где будут отверстия, но никак не сделать их одним ударом.
Обрабатывание изгибов, если таковые имеются. Если вам нужно сделать дырочки вдоль кривой зоны, воспользуйтесь накалывающим роликом. Это залог того, что все ваши дырки будут на одинаковом расстоянии и в последствие работа будет выполнена красиво.
Раскрываем отверстия. Для этого процесса необходимо использовать шило (крестообразное с ромбовидным острием). Держите рукоятку шила в вертикальном положении, придавите ним дырку.
Фиксация. Седельному шву (к примеру, сшивание шорным стежком) необходимы обе руки в действии. В этом вам поможет зажим-фиксатор, куда вы можете поместить своё изделие. Стандартный зажим для такого сшивания – это кусок дерева в форме больших щипцов.
Дратва (вощеная льняная нитка). Как правило, седельный шов делают именно такими нитками. Перед началом использования их обрабатывают воском, чтобы они не вымазывались и легко проникали через кожаные изделия.
Вдевание нити в иглу. Чтобы сшить большие вещи вручную, необходимо выбирать иглы с тупым концом.
Фиксация нити. Нужно оттянуть конец нитки и закрутить его в петлю.
Подготовительные работы
Перед тем как прошить крючком обувь, следует провести ряд подготовительных процедур. Если не подготовить рабочую поверхность должным образом, результат может выйти некачественным. Носить такую пару будет неудобно, к тому же долго она не продержится. Вот что следует сделать:
- Необходимо очистить обувь от уличной грязи, насухо ее протереть.
- Извлечь стельки.
- Проклеить сшиваемые материалы. Это упростит последующие ремонтные работы, сделает шов влагоустойчивым.
- Нарисовать маркером или мелом линию будущего шва. Удобно, когда по бокам подошвы идет углубленная полоса, так как она идеально подходит для того, чтобы пустить по ней нить. Если полосы нет, то придется определять на глаз.
Очищаем обувь от уличной грязиИзвлекаем стелькиПроклеиваемОпределяем линию будущего шва
Наружный и скрытый способы прошивки подошвы
Лично я, чаще всего, использую в работе, в основном, наружный способ прошивания, правда несколько измененный, что обеспечивает ему дополнительную надежность, а вот скрытый способ или я его ещё называю: «закрытый», использую редко, как менее востребованный.
Закрытая или скрытая прошивка может выполняться, как сбоку так и снизу подошвы, на которой делается одним движением непрерывный надрез острым обувным ножом вдоль подошвы на глубину нити, используемой для прошивания.
При правильном надрезе при прошивании нить углубляется внутрь и становится практически незаметной, поэтому иногда такой способ еще называют внутренним.
Это достаточно ответственная операция, вдобавок трудоемкая и медленная и к тому же, ко всему прочему, она не ко всем подошвам и материалам подходит.
При наружном прошивании, или прошивании по верху подошвы, шов ложится ровными стежками сбоку вдоль всей подошвы.
Рис.4 Наружный, боковой шов
Поэтому в этой статье я остановлюсь лишь на наружном способе пришивания подошвы, как на самом востребованном и простом для понимания основных нюансов прошивания обуви.
Ободья
Выполняются ободья из стали, алюминия и карбона. Сталь уже сильно устарела, она не позволяет достигать необходимых параметров прочности, ржавеет и обладает наибольшим весом среди прочих.
Алюминиевые ободья
Наиболее распространены в велосипедном мире и встречаются, как на бюджетных велосипедах, так и на достаточно дорогостоящих. Разумеется, цена влияет на их прочность, вес и марку сплава.Также алюминиевые ободья делятся на сварные или клепанные. Речь идет о соединении профиля металла в кольцо. Варианты подороже, разумеется, скрепляются методом сварки. Здесь всё просто, так что двигаемся дальше. Существует разделение по способу получения отверстий для ниппелей: сверление и штамповка. Последний вариант стоит дороже и позволяет добиться более высоких прочностных характеристик.
Еще один способ повышения прочности отверстий для ниппелей и колеса в целом — пистонирование. По сути, в отверстии под ниппель закрепляется шайба, которая развольцовывается с обеих сторон отверстия. Такие колеса считаются прочнее, чем с простыми отверстиями без каких-либо “шайб”. Технология очень не нова, и применялась на заре становления велосипедного спорта. За пистонированые ободья даже с гонок снимали, настолько серьезное преимущество они давали в движении. За алюминиевые ободья, кстати, тоже. Гонщики даже умудрялись их выкрашивать так, чтобы они походили на деревянные. Да, раньше ободья выполнялись из дерева.
Количество стенок в ободе тоже играет существенную роль в прочности и жесткости колеса. Самые “жидкие” одностенные, самые жесткие и дорогие трехстенные. Чаще же всего используются двухстенные (двойные) ободья.
Карбоновые ободья
Они тоже могут быть пистонированными, с разным количеством стенок и выполнены из разных видов углеродного волокна. Интересной особенностью некоторых является заполнение пустого пространства внутри обода специальной пеной, которая исключает попадание внутрь влаги и повышает жесткость колеса.
Еще немного про ободья
Между собой обода отличаются по способу закрепления спиц. Наиболее распространенный — ниппель вставляется в отверстие. Реже встречается вариант довольно экзотический, отверстие в ободе только одно, для соска камеры. А спицы крепятся к специальным фланцам, выходящим из обода. Такая конструкция, на мой взгляд, не очень удачная, но в колесах CrankBrothers Cobalt реализована так, что оторвать взгляд от них просто невозможно.
При такой конструкции ниппеля делаются длинной в половину высоты обычной спицы, а спица делается в половину своей обычной длинны. При этом ниппель крепится не к ободу, как это везде делается, а к фланцу втулки. На ободе же спицы крепятся попарно через специальные втулки. Спиц мало, расположены они попарно и вес вилсета в 26-м диаметре составляет около 1500 граммов, что очень даже неплохо. В глаза, конечно, бросается большая толщина стенок обода. Надо же как-то справляться с большим расстоянием между спицами.
Ободья для бескамерного применения из алюминия или карбона зачастую выполняются без отверстий во внутренней части обода. Но ниппеля с широкой внутренней шляпкой туда как-то заводят изнутри. Загадка получается. На самом же деле все довольно просто. Ниппеля выполняются из алюминия или латуни, а материалы эти не магнитные. Вот поэтому в ниппеля вкручивают небольшие винты из магнитной стали и запускают в обод через отверстие для соска, оно ведь имеет самый большой диаметр. Далее сборщик колеса магнитом “подбирает” внутри ниппеля и тащит их к нужному отверстию в ободе. Да, непростая технология, но очень себя оправдывает, так как обод без сверления внутренней стенки намного прочнее и остается герметичным без привлечения дополнительных ресурсов.
Наиболее интересным, на мой взгляд, является конструкция обода со смещенным центром (асимметричный обод). Спицы к нему крепятся не в средней части, а со смещением влево. Именно влево, так как технология предусмотрена только для задних колес. В предыдущей статье мы с вами говорили о понятии “зонта”. На заднем колесе он неравномерный и со стороны звезд смещен ближе к центру втулки. В некоторых моделях шоссейных колес он и вовсе кажется плоским. Применение многоскоростных кассет увеличивает ширину барабана и смещает правый фланец еще ближе к центру втулки, что негативно сказывается на зонте, он становится недопустимо плоским. Так вот, для того чтобы его сохранить инженеры попробовали смещать центр обода и это сработало. Технологию можно увидеть на дорогостоящих колесах типа DT Swiss Mon Chasseral и у некоторых других производителей.
Вот, наверное, и все, что мы хотели рассказать о составляющих колеса в рамках ликбеза по спицовке. Он получился довольно насыщенным, но поверьте, далеко не полным.
Самый простой и надежный способ
С основными видами инструмента и его предназначением мы разобрались. Перечислять все существующие способы изготовления нет смысла, их огромное множество, все зависит только от фантазии самого мастера.
Приведем самый простой, и при этом надежный способ. Для него нам понадобится обычный длинный саморез, из хорошей стали, чтобы не гнулся. В качестве рукоятки будем использовать деревянный брусок. Его ширина должна равняться ширине ладони, таким образом, чтобы его было удобно держать.
Наименее популярным вариантом является стальная проволока, она достаточно твердая, ее очень легко заточить. В качестве рукоятки можно использовать буквально что угодно. Главное, чтобы она была прочная, а само шило сидело в ней очень прочно. В противном случае, оно может выскользнуть из гнезда, и нанести увечья мастеру.
Деревянный брусок сначала нужно качественно обточить под размер руки и затем обработать, чтобы не посадить себе занозу. Далее можно сделать ручку уникальной, вырезав на ней узор, или выжечь инициалы.
Дальнейший этапом будет высверливание в ручке отверстия непосредственно под само шило
Обратите внимание, что диаметр отверстия должен быть такой же, какой диаметр у самореза. Если он будет больше, шило просто не будет держаться
В просверленное отверстие вкручиваем шило, оно должно плотно сидеть и не двигаться. Затем срезаем с него шляпку. Крайним этапом является шлифовка. Чтобы не уменьшить характеристики прочности, необходимо не стачивать грани сильно, а острие делать с кромками, около 3-4. После этого довести до идеала наждачной бумагой, и шило будет готово.
Пользоваться инструментом можно незамедлительно, опробовав его непосредственно в работе. Далее рассмотрим, как сделать такой инструмент в качестве подарка кому-либо.
Как пришить подошву – мастер-классы
Технология того, как пришить подошву, зависит от типа и назначения обуви. Для крепления подметок к вязаным тапочкам используется один способ, для ремонта уличных ботинок – другой.
Ремонтируем тапочки
Домашние шлепанцы мы ремонтируем редко, так как стоят они недорого, и их легко заменить. Но необходимость может возникнуть, например, в случае, когда своими руками связаны уютные тапочки, и нужно укрепить их «след».
Сначала подготовим выкройку – наденем вязаные тапочки, поставим ногу на лист бумаги и обведем маркером яркого цвета, вырежем, наметим места прокола иглой (ширину шага шва). По этому лекалу выкраиваем подметку из прочного материала, сразу переносим разметку.
Декорируем – клеим поперек заготовки малярный скот на расстоянии 1 сантиметр друг от друга, промежутки прокрашиваем краской по ткани или обычной акриловой, сушим.
Затем тапочки фиксируем на подготовленной детали швейными булавками или клеем, чтобы они не смещались при работе иглой, и начинаем пришивать обметочным, петельным швом или швом «назад иголку».
Пошаговая инструкция
Перед тем как приступать к подтяжке спиц на велосипеде, необходимо закрепить конструкцию на специальном устройстве для балансировки. Более простой способ – переворачивание транспорта с установкой на руль и сиденье. В этом случае снимать колеса не нужно. Для проверки натяжки необходимо выполнять раскачивающие движения. Отклонение свободного хода не должно превышать 2 мм.
Исправление бокового смещения («восьмерки»)
Наиболее распространенной деформацией считается «восьмерка». Возникает в связи с нарушением целостности ободьев и разболтанностью спиц. Исправить недостаток в домашних условиях поможет пошаговая инструкция:
- колесо устанавливают на станок для правки либо переворачивают велосипед;
- мелом отмечают место, где образовалась «восьмерка»;
- спицевым ключом ослабляют элемент, распложенный ближе всего к центру деформации;
- ослабляют спицы, идущие в сторону «восьмерки», натягивают элементы с противоположного края;
- для усадки ниппеля в ободе при повороте колеса на пол-оборота необходимо провернуть его на 3/4, затем вернуться назад на 1/4;
- при продвижении к краю «восьмерки» силу натяжения уменьшают.
После завершения работ необходимо еще раз прокрутить колесо, проверить результат. При необходимости все манипуляции повторяют до полного устранения дефекта. Когда «восьмерка» исправлена, необходимо провести усадку спиц. Для этого колесо снимают, нажимают руками на пересечение соединения до появления характерного звука.
Исправление радиального смещения («эллипса»)
Деформация проявляется расположением одной части обода ближе к середине, чем все остальные. Появляется в результате неудачных приземлений. Чтобы устранить проблему своими руками, необходимо выполнить следующие действия:
- С колеса снимают покрышку, флиппер и камеру.
- Обод устанавливают на станок, отмечают мелом наиболее отдаленную часть.
- Необходимо натягивать спицы, которые находятся ближе к центру повреждения. Подтягивают на 1 оборот, две стоящие рядом – на 1/2 оборота.
- Прокручивают колесо, находят следующий участок с деформацией, повторяют аналогичные действия. В результате обод должен приобрести округлую форму.
Регулировка зонта
Дефект проявляется в смещении обода в сторону, неровном расположении по отношению к центру втулки. Опасность деформации зависит от конструкции рамы, формы тормозов. Иногда подобные проблемы возникают в связи с неверной сборкой колес.
Для исправления «зонта» необходимо подтягивать спицы с одной стороны, ослаблять – с другой. Процедура аналогична устранению «восьмерки». Единственное отличие – в процессе правки необходимо сохранять равномерность натяжение элементов по всей окружности.
Исправление «восьмерки», «эллипса», регулировка «зонта» может потребоваться не только новичкам, но и опытным спортсменам. Чтобы разобраться, как натягивают спицы на велосипеде, необходимо воспользоваться подробными пошаговыми инструкциями. Все манипуляции следует выполнять с большой аккуратностью для сохранения целостности обода. После выполнения обязательно проводят регулировку для выявления оставшихся дефектов.
Мастер-класс
Ну вот практически всё уже написано, какие виды шила есть и из какого материала его можно сделать, осталось только рассказать как его сделать. Рассмотрим самый простой и не занимающий много времени мастер класс, как сделать шило своими руками.
Для его изготовления нам понадобиться:
- длинный саморез — выбирайте прочный саморез, чтобы он не гнулся.
- деревянный брусок, размером с ширину ладони, чтобы ручка хорошо лежала в руке.
Когда материал выбран, можно приступить к изготовлению нашего инструмента.
Начнем с ручки. Чтобы не засадить себе занозы от ручки, брусок нужно обработать, ошлифовать, чтобы древесина была гладкой и удобно лежала в руке.
Сделайте удобную ручку, хорошо ошлифуйте. Можете выжечь надпись на рукоятке и покрыть её лаком и у вашего шила будет совсем другой вид.
Просверлите отверстие в нашей уже практически готовой ручке, отверстие должно быть длиной, соответствующей длине резьбы на саморезе, и конечно отверстие это не должно по диаметру быть больше, чем наш саморез, а то он не будет держаться. В ход вступает саморез. Вкрутите его в отверстие нашей рукоятки, чтобы он плотно сидел и не мог никуда оттуда деться. Ну вот практически закончили. Теперь надо срезать шляпку у самореза.
Последний штрих. Затачиваем наше шило. Для заточки инструмента можно воспользоваться напильником. Для того чтобы инструмент хорошо протыкал нужные нам вещи и не ломался, не точите его сильно тонко и сделайте острие трех или четырёхгранным. После того как заточили шило, пройдитесь по нему наждачной бумагой, чтобы оно был более гладким. Шило готово к работе.
Ну вот все и закончено. В этой статье мы разобрали всё, что касается нашего инструмента, даже описана инструкция как сделать хорошее шило. И как вы уже успели убедиться, что ничего сложного здесь нет, и с такой работой справится не только мужчина, но и женские нежные руки. Уделите совсем немного времени и у вас появится весьма полезная вещь в доме.
Шьем шилом правильно
Многие рукодельницы и мастера швейного дела пользуются такой иглой с рукояткой. Но, к сожалению, не каждый знает, как шить шилом правильно. Есть несколько основных способов использования данного инструмента. Шьем шилом двумя технологиями:
1. Прокалываем отверстия и вдеваем нить рукой. В данном случае шило используются лишь в качестве вспомогательного инструмента. Этот метод в простонародье называют дедовским, однако многие столяры, сапожники и работники архива вновь и вновь прибегают именно к такому способу.
2. Прокалываем отверстие и с помощью шила проталкиваем в него нить. Этот способ наиболее сложный и требует дополнительных умений, ведь шилом можно легко порвать нить или повредить материал.
Шьем шилом способом № 1:
— в первую очередь, нужно правильно взять шило – конец ручки должен упираться в ладонь;
— лезвие инструмента должно находиться под наклоном в 45 градусов, проколы должны быть равномерными, чтобы стежки нити были одинаковыми;
— чтобы легче было проколоть материал, нужно пальцами другой руки упираться в ткань с обратной стороны;
— если шило застревает в материале, попробуйте провернуть его несколько раз вокруг своей оси;
— одно отверстие должно выполняться за один прием, иначе вам придется тратить дополнительное время на переделку своей работы. Отверстия лучше всего делать на расстоянии 7-10 мм друг от друга.
Шьем шилом способом № 2:
— проделываем отверстия в материале по технологии, описанной выше;
— концом лезвия шила поддеваем нить и аккуратно просовываем внутрь. По такой технологии работают некоторые обувщики и сейчас, но чаще мастера используют специальный инструмент – прошивное шило.
Руководство по прошивке обуви в домашних условиях, советы новичкам
Если порвалась любимая пара обуви, большинство людей выбирает один из двух вариантов: отнести мастеру либо выбросить. Но профессиональный ремонт – это не всегда оправданные траты. Когда есть знания, как прошить обувь, вполне возможно справиться самостоятельно. Наловчившись в этом деле, можно экономить не только время и деньги, но и получать удовольствие от работы руками.
Полезные советы
Во время самостоятельной починки обуви новички могут столкнуться с непредвиденными проблемами. Перед тем как зашить обувь своими руками, стоит изучить советы профессиональных сапожников. Они помогут предупредить возникновение сложных ситуаций, быстрее освоить ремесло и повысить итоговое качество ремонта.
- Самая распространенная проблема у начинающих — это отсутствие специального обувного крючка. Изготовить его самостоятельно можно из куска проволоки, которая не будет ломаться на изгибе. Один из краев проволоки расклепывают молотком. На расстоянии 5 мм от торца обработанного края совершается пропил под углом 45 градусов. Все острые края обрабатываются так, чтобы сапожная нить входила в получившуюся щель и не резалась. Далее с помощью напильника затачивается острие таким образом, чтобы на торце был плавный переход от плоского к прямоугольному сечению. Остается только присоединить деревянную ручку, и инструмент готов.
- За сутки перед тем как подшить ботинки, стоит зачистить и склеить сшиваемые материалы. Это упростит процесс прошивки и поможет совместить подошву с верхней частью максимально ровно.
- Толщина обувного крючка выбирается с учетом плотности материала обуви и диаметра нити. Ремонт грубой походной обуви производится крючком 1,6 мм, а прошивка детской обуви крючком 0,8 мм.
- Если попалась пористая, мягкая подошва, то сильно затягивать не надо. Если переусердствовать с натяжением, нитка попросту порежет мягкий материал, а обувь будет окончательно испорчена.
Полноценная починка обуви вместе с проклеиванием и просушкой займет около суток.
Справиться с прошивкой обуви в домашних условиях не так уж сложно. Нужно только подготовить обувь с инструментами, подобрать способ прошивки и толщину капроновой нити.
Для изготовления обувного крючка берем заготовкуЗажимаем в тискиНожовкой делаем неглубокий пропилАбразивной пастой натираем капроновую нитьЗажимаем заготовку под угломВставляем нитку в канавку и пилимКрючок готовЗаводские крючки со съемной ручкой
Вам также может понравиться